Опубликовано 15 августа 2018, 08:00

Как закаляется характер: 4 реальные истории воспитанников детских домов

Сегодня психолог расскажет несколько реальных историй воспитанников детских домов и прокомментирует, как жизненные обстоятельства этих ребят повлияли на формирование их характеров.
Как закаляется характер: 4 реальные истории воспитанников детских домов

Специально для «Летидора» статью подготовила Наталья Мишанина — психолог благотворительного фонда «Арифметика добра».

Материал основан на историях, записанных со слов самих воспитанников детских домов, а также работников детских учреждений.

Наталья Мишанина

Наталья Мишанина

Один из воспитанников детского дома мне как-то сказал:

«Я люблю ходить к вам, потому что вы рассказываете мне про меня».

Сейчас этот парень учится в педагогическом колледже, потому что его сильна сторона — душевная красота и способность любить. Этот клад мы раскопали с ним вместе, раскручивая его историю и выискивая в ней все то, что помогало ему выживать. Мы собирали его опыт по крупицам, чтобы из этого ценного материала создать замечательную, любящую, открытую, богатую добротой и теплом личность.

Эти ребята с недетским опытом и умениями за свою небольшую жизнь научились выживать, приспосабливаться, мимикрировать, манипулировать, общаться, улыбаться, просто натягивая улыбку, закрываться, быть упорными и упертыми и добиваться своих целей. Они способны проявлять творческие умения. Они способны показывать те стороны личности, которые хотят видеть окружающие.

Кто-то неистово берется за любую работу, потому что когда-то эта способность не раз спасала ему жизнь. Кто-то рисует и поет, кто-то великолепно заискивает, умеет притворяться кем угодно и обладает прекрасным чувством юмора.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах, какими сильными чертами характера обладают дети, оказавшиеся в детских домах.

История первая. Маленькая мама, или «Порву за брата!»

Как закаляется характер: 4 реальные истории воспитанников детских домов

Ане было 8 лет, а ее брату 3 года, когда их изъяли из семьи. Однажды дети гуляли на площадке, а мама куда-то отошла. К ним подошли какие-то люди: незнакомая женщина в форме, еще одна без формы и милиционер.

Пашку сразу взяли на руки и куда-то понесли. Аня закричала, чтобы отдали ее брата.

Женщина в форме сказала, что сейчас их отвезут в санаторий для детей, что надо идти в машину. Их посадили в авто, братик сидел на коленях у милиционера и испуганно попискивал. Увидав сестру, он попытался вырваться к ней, но сильные руки его не пустили. Пашка сильно заплакал.

Потом машина поехала и привезла их в дом, похожий на детский сад. Аня подумала, что это и есть детский санаторий, мама просто не успела им об этом сказать. Аню отвели в кабинет, она догадалась, что здесь обитает врач. Потом пришла женщина в халате и долго заполняла какие-то бумаги, обращаясь к женщине в форме. Аня спросила, где ее брат. Ей ответили, что его отвели в младшую группу.

«Какую еще группу? Я не хочу быть без него! Отправьте меня с ним в эту группу!» — отчаянно закричала Аня. Но женщины о чем-то переговаривались, не обращая на нее никакого внимания.

Тогда девочка, не дождавшись ответа, встала перед женщинами и громко сказала:

«Делайте со мной что хотите, но без брата никуда отсюда не уйду, а если потащите куда-то, то сбегу!»

Она убежала в эту же ночь, ее нашли только через сутки на той же площадке. Она ждала маму. Аню вернули обратно. Она видела мельком брата, когда ее проводили мимо площадки, где гуляли малыши. Он стоял у забора и что-то ковырял там палочкой.

Аня снова предъявила свои требования к взрослым, убеждая их в том, что она старшая сестра, что она ответственна за него, что с самого его рождения они не расстаются. Она даже в школу не ходила, когда Паша болел. Мама не могла же с ним справиться. Аня была настолько упряма и последовательна в своих требованиях, что директор детского дома пошел ей навстречу — и их поместили в одну группу, благо, что у них образовалась группа по типу семейного воспитания.

Воспитательница этой группы не могла нарадоваться на «маленькую маму», которая чудесно справлялась с младшим братиком: умывала, переодевала, мыла, кормила, укладывала спать, следила за ним на прогулке. Уходя в школу, Аня давала ценные указания воспитательнице, как управляться с Пашей.

Их забрали в приемную семью, когда Ане исполнилось 11 лет, а Паше было уже 6.

Как ни старалась приемная мама помочь Ане побыть ребенком, продлить ее детство, ничего не получалась. Роль взрослой и старшей надежно была ею освоена. Отсюда начались конфликты: Аня никак не хотела сдавать свою взрослую позицию, ей важно было быть над всеми главной.

Не прожив в семье и двух лет, Аня написала отказ от приемной семьи, и они с братом снова отправились в детский дом.

Комментарий психолога:

Нередко в психологической практике мы сталкиваемся с рано повзрослевшими детьми.

Это следствие того опыта, который они пережили в кровной семье за небольшой период детства. Особенно раннее взросление можно наблюдать у девочек, которые несут ответственность за кого-то из младших, да и не только за них, а порой и за всю семью.

В этом случае ребенок берет на себя роль взрослого и начинает в нее вживаться.

Что такое детство, он даже не представляет.

Сильные стороны такого ребенка — упорство, ответственность, лидерская позиция. С набором таких качеств Ане было легко приспособиться к жизни в системе детского дома, в школе, в общественной жизни, она вела класс за собой.

Листайте статью – продолжение на следующей странице >>>

1 из 4

ПредыдущаяИстория вторая. Вся ее сила была заключена в творчестве