Как я в детях воспитала самостоятельность: 4 реальных способа от многодетной бизнесвуман
© Kersti Niglas
Не нужно быть гуру психологии, чтобы понять: раз 30-летний ребенок все еще живет в родительской квартире и просит у мамы и папы денег на платье/отпуск/машину, значит, что-то лет 20-25 назад в этой семье было упущено. Это что-то — воспитание самостоятельности в ребенке.
Специально для читателей «Летидора» Дария Бикбаева, мама 4 детей и создательница 4 международных бизнесов, объясняет, почему самостоятельность — главный навык, которому нужно научить детей, и рассказывает, как это можно сделать.
Не секрет, что если бизнес не может существовать без вас, если вы на связи 24/7, если любое решение должны принимать вы сами, то, скорее всего, это плохой бизнес, который не будет развиваться. Но вот парадокс, почему-то с детьми мы часто пытаемся вести себя именно так: опекаем, контролируем, не даем принимать решения и ошибаться.
Я уверена, что самый главный навык, которому нужно научить детей, это самостоятельность. Да, кто-то хорошо поет, кто-то блестяще считает, кто-то феерично поддерживает уют в доме, но…
Никакой успех в жизни невозможен без самостоятельности и умения нести ответственность за себя.
Я хочу поделиться с вами 4 самыми эффективными способами, как воспитать самостоятельность в ребенке (о них я подробно пишу в своей новой книге «27 рецептов и 33 мудрости по воспитанию успешных и счастливых детей»).
Как самостоятельно добывать желаемое
Когда моему сыну Арслану было 5 лет, мы переехали жить в Испанию. Однажды у бассейна он увидел соседскую надувную лодку и безумно захотел на ней поплавать. Как в этой ситуации поступить проще всего? Правильно, попросить маму договориться. Сын, собственно, так и сделал. На это я ответила: мол, ты хочешь — ты и договорись. Дальше от него последовал 1001 и 1 аргумент: я не знаю как, я не умею говорить по-английски и т.д. Я спокойно заявляю: «Я тебя научу. Скажи: "Give me please the boat"».
Еще сто раз он повторял свои аргументы, а я спокойно настаивала на своем.
Через час он все-таки пошел за лодкой. А когда ее получил — засиял от счастья.
Да, в миллион раз мне было бы легче попросить эту лодку самой, но разве была бы тогда такая сумасшедшая радость и такой опыт самостоятельного достижения результата? Вряд ли.
Как продавать (монетизировать) свои навыки и умения
Внучки Вячеслава Полунина самостоятельно готовят спектакли, делают рекламу и продают на них билеты членам своей семьи и друзьям. Если вы считаете, что продавать близким что-либо — это очень плохо, введите в семье внутреннюю валюту. Нарисуйте ее вместе с детьми, придумайте названия, разукрасьте и покупайте у детей на эти «деньги» то, что они предлагают.
Единственное, не забудьте продумать, как, где и на что они потом могут их потратить.
Так дети приобретают навыки предпринимательства, товарообмена, маркетинга и еще многих важных во взрослой жизни знаний и навыков.
Лично я вижу большой плюс, если дети имеют возможность получить обратную финансовую и эмоциональную связь на то, что они могут предложить потребителям. И чем раньше этот осознанный опыт случится, тем лучше. Тогда вам не придется жаловаться, что ваш 25-летний сын или дочь до сих пор сидит на вашей шее, несмотря на то что вы дали им самое лучшее образование.
В детстве ребята играют в монетизацию с удовольствием, а после окончания института без этой самой «валютной базы» приобрести навык продавания своих навыков и умений очень сложно.
Еще один огромный плюс подобной методики — ребенок учится получать результаты и вырастает «результатником», а не «процессником».
В чем разница? Представьте, что каждый день вы водите ребенка на занятия (например, хоккей, танцы, рисование — не столько важно, что именно) в течение 10 лет подряд. Но ваше чадо не принимает участия ни в отчетных концертах, ни в выставках, ни в соревнованиях. Просто изо дня в день много лет вы ходите на занятия ради процесса, а развивается ли ваш ребенок — никто не знает!
Раннее предпринимательство (получение денег за свой труд, талант, работу, идеи) учит получать результаты.
Если нет показателей, талант ребенка может утонуть в бесконечных «процессах».
Конечно, не нужно, на постоянной основе выстраивать с ребенком товарно-денежные отношения. Просто иногда играйте в это.
Мой 10-летний сын Арслан обучился битбоксу (искусство имитации звуков, воспроизведения ритмов, битов и различных мелодий с помощью артикуляционного аппарата). И вот однажды мы собирались на карнавал, а Арслан не любит карнавалы. Но мы очень хотели провести время всей семьей, а не оставлять его одного дома в компании с телевизором.
И мне приходит в голову идея предложить сыну попробовать заработать деньги там, где есть много зрителей.
Он молниеносно согласился, потому что теперь в нашем вечернем путешествии увидел свой интерес. Мы взяли огромную колонку, барабан и отправились в путь.
Мы нашли место на пляже. Арслан побежал в машину за своей гигантской колонкой, установил ее и начал издавать свои чудозвуки. Седых волос у меня, конечно, прибавилось: я переживала, что нас заберут в полицию и оштрафуют на 30 тысяч евро (это только потом я узнала, что если ребенок работает на улице, то штраф может составить все 60 тысяч евро!).
Но еще больше я переживала за сына — что у него не получится, что его талант никому не нужен, что он сдастся, сорвет голос и никогда не вернется к этому, если сейчас все будут проходить мимо.
Но минут через 5 в шляпу упал первый евро!
Арслан не подал виду, а мы все орали от радости — это был переломный, очень важный и сильный момент для всех нас и, конечно, для моего юного мужчины. За ближайший час он заработал около 15 евро. Этот успех мы запомним надолго! А еще это крутая обратная связь, показатель, что один из его талантов действительно нужен и востребован!
Как самостоятельно приобретать новые навыки
Психолог Юлия Гиппенрейтер говорит: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"»
Недавно трехлетняя дочь Иман захотела приготовить мне на завтрак яичницу. Думаю, вам не нужно объяснять, что яйца хрупкие, сковорода горячая и т.д. Но мне было очень важно, чтобы у моей дочери все получилось великолепно.
Сначала мы доставали яйца из высокого холодильника, потом их мыли, потом учились включать плиту и потом... Иман настойчиво пыталась разбить яйцо о сковородку, но у нее никак не получалось.
Мое материнское сердце постоянно говорило мне «Сделай это за нее, ведь девочка может обжечься или разобьет яйцо на сковородку вместе со скорлупой».
Но я стойко держалась, снимала этот первый опыт на видео и лишь подносила масло, полотенца и соль юному шеф-повару.
Ничего страшного не случилось, кроме того, что мы сожгли сковородку! Зато случилось классное — Иман накормила меня вкуснейшей яичницей в свои 3 года! Это большая победа, которую мы вместе отметили, поделив завтрак пополам.
Как самостоятельно принимать решения
Ребенок не второстепенный член семьи, а такой же полноправный, как каждый из взрослых. Вовлекайте детей в совместное планирование семейного бюджета. Расскажите, какая сумма в месяц тратится на общие нужды. Выпишите все статьи обязательных расходов. Определите сумму на спонтанные, незапланированные покупки.
А также составьте список «хотелок» каждого члена семьи на месяц.
Ребенок пишет, что, например, хочет сладости, мама — духи, папа — новый велосипед. В эти же ежемесячные расходы добавляются дни рождения близких и примерная сумма на подарок.
Так ребенок будет не просто понимать, куда и сколько уходит денег, а начнет осознанно выключать свет и экономить электроэнергию ради того, чтобы маме хватило на духи, а ему самому — на шоколадку. Ребенок будет учиться делиться, распределять ресурсы, дарить подарки и еще очень многим важным навыкам.
Если месячное планирование кажется вам невозможным, начните с планирования покупок для одного похода в магазин. Определите сумму, на которую сегодня вы покупаете продукты, и вместе составьте список.
Пусть ребенок сам складывает в корзину все по списку, расставляет приоритеты, взвешивает и считает, что еще можно взять и от чего отказаться.
Для детей, которые еще не умеют считать или не понимают такие сложные схемы, есть способ еще проще — выделите на их личную покупку за один раз, например 100 рублей. Дайте чаду возможность самостоятельно решить, что он купит на эту сумму. Обсуждайте вместе, демонстрируйте разнообразие возможностей, предлагайте не тратить, а копить или потратить деньги, но в этот раз не на себя, а на что-то радостное для дедушки, например.
Важно, чтобы ребенок сам принимал решения, понимал, что и сколько стоит, и осознавал, что в семье есть еще несколько человек и желания имеются абсолютно у каждого!
Фото: Kersti Niglas