Как все устроено: семья в Израиле
Как все устроено: семья в Израиле
Борис Лихтеров более 20 лет живет в Израиле и воспитывает четверых детей. Он рассказал "Летидору" о том, что такое в этой стране.
– Борис, Вы называете себя нетипичным израильтянином, почему?
– Израильское общество делится на две категории – светское и религиозное. У каждой есть подкатегории, но они не принципиальны в отношении к семье и детям. А вот подходы светских и религиозных людей отличаются существенно. Светское общество представляет собой типичное общество потребления, в то время как религиозные евреи ориентированы на свои ценности – выполнение заповедей. Мы нетипичны, потому что, стараясь выполнять заповеди, мы не отказываемся от светского образования. Мы нетипичны, потому что критерием покупок у нас является необходимость, а не внешнее психологическое давление или "я могу себе это позволить". Мы где-то посередине, во многом "между двух стульев".
– Четверо детей в семье – это редкость для вашей страны?
– Для светского населения среднее число детей примерно двое, для религиозных – 5-6. Средняя рождаемость по стране около трех детей на одну женщину. Таким образом, сказать, что 4 детей это редкость – можно, но что это много – нет. Как правило, или больше, или меньше.
– Ваши дети говорят на русском? Приезжали ли дети в Россию?
– Дома мы говорим по-русски. В школе и на улице у детей всё общение на иврите. Мои дети бывают в России регулярно – навещают бабушку с дедушкой. У них есть друзья, но речи о жизни в России нет – их центр жизни находится в Израиле, в России они "в гостях".
– На Ваш взгляд, билингвы интеллектуально богаче своих сверстников?
– Интеллектуальное богатство мне трудно оценить, потому что к своим детям я необъективен. Думаю, что это зависит от многих параметров, не только количества языков, которые знает ребенок. У сегодняшнего поколения детей в Израиле (у нерелигиозной его части) трудно прививается чтение книг. Приучить выбирать, что смотреть по телевизору или в интернете – тоже задача не из простых. Анализ увиденного и услышанного можно перенять вообще только от родителей – обществу потребления не нужны "умники". Таким образом, я думаю, что интеллектуальное богатство у нерелигиозных в итоге определяется количеством вложенного родителями, а не внешними факторами.
Совсем иначе получается у религиозных евреев. Ученость и образованность (в своей области, естественно) в этом секторе традиционно являются высочайшим приоритетом. Самые завидные женихи – "ботаники". Поэтому сложности родителей в религиозном секторе сосредоточены больше в финансовом аспекте, что дополнительно осложняется многодетностью.
– Расскажите, сколько лет вашим детям и чем они занимаются?
– Моим детям 18, 15, 10 и 6. Старший начал учебу в университете. Остальные в школе, соответственно в 10, 5, и 1 классах. Дополнительно все, кроме старшего, ходят в спортивные кружки, а двое младших ещё и в частную вечернюю школу 2 раза в неделю.
– А чем отличается вечерняя от обычной школы?
– В нашей вечерней школе два основных предмета – математика и английский. В зависимости от возраста, может быть 2 математики (например, алгебра и геометрия) и 2 английских (например, грамматика и технический перевод). И еще разные развивающие предметы в зависимости от возраста – от развивающих психологических игр в нулевом классе для 5-летних, рисования для 8-летних, и до шахмат у 10-летних. Из наших знакомых у многих дети посещают вечерние школы, но не у всех. Здесь надо заметить, что в зависимости от района страны и государственные школы бывают лучше или хуже.
Кроме того, утренние школы тоже есть полностью государственные ("бесплатные"), полугосударственные (с частичным участием родителей в оплате), и частные (полностью оплачиваемые родителями). Уровень меняется соответственно, и с фактом, что обеспеченным родителям легче дать детям хорошее образование, не поспоришь. Доступность разных школ в разных районах страны разная. Кроме того, школы разделяются по уровню религиозности: религиозные (светские предметы отданы на усмотрение школы, и министерство образования не следит за уровнем их изучения и аттестата зрелости не выдаёт); государственно-религиозные (обязательны и религиозные предметы, и светские, министерство образования следит за уровнем знаний и даёт аттестат); и государственные (обязательными являются только светские предметы, религиозные преподаются по минимуму и "для галочки", аттестат дают). Выбор большой. Чем больше город, тем больше выбор. Как правило, есть продленка. Занятия в нашей вечерней школе проходят с 17:00 до 20:15, 5 уроков по 35 минут, в классе 10-20 человек. В государственной школе занятия начинаются в 8:00 и продолжаются до 13:30, есть школы до 15:30, в классе 30-40 детей.
– Далеко ли возить до школы детей, кто этим занимается?
– Как правило, есть школа "приписки", до которой можно дойти пешком. Если до нее не дойти, то муниципалитет обеспечивает субсидированный транспорт. Если хотите, чтобы ребёнок ходил не в школу "по приписке", то родители сами должны позаботиться о доставке детей в школу. Автобусы не специальные (как, например, жёлтые в США), а экскурсионные или междугородние, где есть только сидячие места.
– Знаю, что в Израиле возможно обучать детей на дому, правда ли это? Пользуетесь ли этой системой?
– Такая возможность существует, но не поощряется государством. Нужны или серьёзные (объективные) причины, или приходится очень долго и упорно пробивать надомное обучение. Мы этим не пользуемся, потому что, во-первых, нашли способ частично компенсировать недостатки государственной системы образования (частная вечерняя школа) и, во-вторых, в многодетной семье без повышенных доходов это неосуществимо (попробуйте количество детей умножить на количество учителей).
– Какие есть недостатки в государственной системе образования?
– По-моему, главный недостаток в том, что государственная система слишком боится детей перегрузить – руководствуется лозунгом "дайте им детство". Таким образом, самый "впитывающий" возраст младших начальных (1-6) классов тратится на то, чтобы научиться учиться, а не на учебу. В старших классах (7-12) делается попытка наверстать упущенное, но время уже ушло. В современных конкурентных условиях этого недостаточно для поступления в ВУЗ, если только родители обилием частных учителей не компенсируют отставание.
– У нас сейчас очень популярно раннее развитие детей, когда уже до года начинают водить детей на развивающие занятия и т.п. Есть ли в Израиле такая же мода в воспитании детей?
– О такой моде мне ничего неизвестно, но это не говорит о том, что ее нет. Просто мы принципиально за "модами" не следим – стараемся делать то, что считаем правильным. Мы не занимались ранним развитием. Я думаю, что самое лучшее "раннее развитие" в указанном возрасте – это естественное грудное вскармливание, и чем дольше, тем лучше. По моему мнению, в этом и в остальных подобных вопросах родители должны честно себе сказать – они это делают для ребенка или чтобы поставить галочку на своей родительской совести за то, что предпочли сохранить фигуру или работу, или уровень жизни, или личную жизнь, или "быть как все" – список можно продолжить. И в зависимости от честного ответа решить, что им дороже в жизни.
– А детские сады есть в Израиле? Выгодно ли женщине сидеть с детьми дома или отдавать в садик и работать?
– Муниципальные детские сады бесплатные для детей с 3-х лет. Все остальные (частные и до 3-х лет) – платные. Как правило, есть продленка до 16:00 (обычно садик заканчивается в 13-13:30) за дополнительные деньги. Размер оплаты зависит от многих факторов, но в целом, конечно, частные садики дороже муниципальных. Стоимость составляет от 9% средней зарплаты в муниципальном садике, до 30% и выше в частном. Соответственно, в частных садах меньше детей в группе. Систем много, есть религиозные и светские. Обычно можно выбрать садик по вкусу и доходам родителей.
А вопрос "что выгоднее" мне кажется странным – разве маму, встречающую своего ребёнка из школы или садика, кормящую его обедом и выслушивающую его наболевшее можно померить на деньги?! Другое дело, что у мамы дома есть дела кроме ребенка, и на них требуется время. Да и где будут социализироваться дети, не ходившие в садик или школу, в армии? (Смеется) Даже если рассматривать только денежный аспект, то ответ будет зависеть от того, какая у мамы зарплата и сколько у неё маленьких детей.
– Как обстоит дело с поступлением в ВУЗ? Есть бюджетные и платные места?
– Насколько мне известно, всё высшее образование в Израиле платное. Другое дело, что существуют возможности уменьшить или отсрочить оплату – от армии (если пошел учиться по специальности, которая нужна в армии – потом надо отрабатывать в армии), от муниципалитета (например, за шефство над подростками), или просто льготные банковские ссуды. Полная стоимость года обучения в ВУЗе – примерно полторы средних зарплаты. Поэтому тот, кто хочет – финансовую возможность имеет.
Система поступления по баллам в аттестате и оценке за единый психометрический экзамен. Каждый ВУЗ и факультет имеют свою формулу расчета проходного балла. Например, технические придают больший вес баллам по физике и математике из аттестата. Но вся информация открыта в интернете, поэтому есть возможность заранее просчитать свои шансы. Вступительных экзаменов, насколько мне известно, нет. Иногда проходит собеседование.
Трудность поступления зависит от престижности и доходности будущей специальности и престижности вуза. Самые трудные для поступления специальности – медицина и адвокатура, потом идут технические, а гуманитарные наименее престижные.
– Вы задумывались о том, как Ваши дети могут совмещать научные и религиозные знания? Ведь для того, чтобы стать успешным ученым, придется во многом отойти от религиозного знания.
– Поскольку противоречие между религией и наукой выдуманное, то и решение здесь индивидуально. Другое дело, что традиционные ценности светской учености находятся в университетах, поэтому светские люди, которые хотят учиться, идут в университеты. Но точно также традиционные религиозные ценности есть в религиозных ВУЗах, и оттуда выходят религиозные авторитеты, раввины. Так что скорее вопрос продиктован стереотипным определением "ученого" только в светских областях знаний. Воочию увидеть стереотипность такого подхода можно на следующем примере: в центре Израиля есть университет Бар-Илан. В нем спокойно сосуществуют как религиозный факультет иудаизма, так и светские факультеты (например, инженерный), но большинство преподавателей на всех факультетах люди религиозные.
– Занятия спортом дорого обходятся семье или есть какая-то система поощрений для наиболее способных?
– Стоимость занятий спортом зависит от уровня этих занятий. Мои дети занимаются в народных кружках (2 раза в неделю по часу), каждый кружок обходится в 3% средней зарплаты. Но есть дети, которые занимаются серьёзно, например, пять раз в неделю по 2-3 часа. Там уже нужно платить другие деньги. Да еще соревнования, которые оплачиваются родителями. Помощь от государства приходит только тогда, когда ребенок достигает регионального уровня, и то маленькая. Какое государство, такая и помощь. (Смеется)
Секции оборудованы хорошо. Занятия проходят почти круглый год на свежем воздухе в тех секциях, которые изначально для него предназначены. Мои дети занимались, например, теннисом и легкой атлетикой – это занятия на улице. А вот борьба и гимнастика – весь год проходят в зале.
– У детей есть некий культ "здорового образа жизни": спорт, питание, экология?
– К сожалению, никакого культа здоровья у детей нет. Всё, что можно, мы сами вбиваем в вечной борьбе с рекламой и компьютером, телевизором. Надеемся, что когда вырастут – поймут. Сами не поймут – печень со временем объяснит. (Смеется)
– Как организован летний отдых детей в Израиле?
– Школьные каникулы в Израиле – июль-август. Для работающих родителей занять детей в это время трудно. Аналогов "пионерских лагерей" нет, всё платное и недешевое. Как правило, предлагают какие-то тематические кружки продолжительностью в 2-3 недели, занятия идут днем, а на ночь дети возвращаются домой. Зато отдых можно выбрать на любой вкус – лошади, экскурсии, языки, спорт и т.д.
– Как вы решаете вопрос с карманными деньгами детей?
– Это очень серьёзный вопрос. Дилемма заключается в следующем: с одной стороны в капиталистическом обществе необходимы навыки обращения с деньгами, с другой стороны мы не хотим вырастить бездумного потребителя, зацикленного на деньгах. В каждой семье есть свои обычаи. Крайности, вроде не давать совсем или давать фиксированную сумму "ни за что" нам кажутся непродуктивными. Мы долго думали, какой путь оптимален, где находится "золотая середина", и пришли к такому способу: регулярных денег мы не даём – ребенок не может осознать свою подверженность рекламе и поэтому регулярные деньги тратятся, как правило, на сладости или игрушки.
Но и подарочных денег, например, на день рождения от бабушки, не забираем – таким образом, ребенок осознает, что у него есть возможность что-то купить, но только то, на что хватит, и потом уже других денег не будет. За участие в домашних делах (покупки, уборка, мытьё посуды и т.д.) мы не платим – считаем, что оплата мешает укоренить понятие о необходимости участия в домашних делах. Иначе получится "я не буду это делать, и не нужны мне твои деньги" или "это буду делать, а это не буду". Ведь главная задача родителей – это вырастить людей, максимально подготовленных к жизни в обществе, социализированных. А во взрослой жизни люди делают то, что надо и должны, а не то, что хочется.