Как устроен детский сарказм
Как устроен детский сарказм
В процессе развития дети сталкиваются со странными вещами. Они вдруг начинают замечать различия между значением слова в словаре и его смыслом в конкретном случае употребления. Такое сложное речевое действие, как сарказм, может поставить ребенка в тупик или научить его выбираться из сложных ситуаций. Новые исследования нащупывают подходы к детскому восприятию небуквальных значений.
Сарказм доступен детям уже в 4 года
Умение понимать скрытый, небуквальный смысл высказываний – ключевой этап в развитии ребенка. Восприятие таких форм нарушения прямого смысла языка, как ирония и сарказм – эффективный индикатор этой способности. До недавнего времени психологи считали, что только с 8 до 10 лет дети начинают замечать иронию и использовать сарказм в практике общения. Но новые исследования снизили эту возрастную планку в два раза: теперь родителям придется пересматривать свои представления о том, что доступно пониманию их детей.
Психолог из университета в Монреале (США), Стефани Александер (Stephanie Alexander) рассказываето результатах своей новой работы, которые ее поразили: «Предыдущие исследования пришли к выводу, что дети не понимают иронию до восьми лет. Однако они проводились в лабораторных условиях и сосредоточились на сарказме. Мы изучали детей в домашней обстановке и обратили внимание на четыре типа нарушения дословного смысла языка: гиперболу, эвфемизм, сарказм и риторические вопросы».
В исследовании приняли участие 39 семей с маленькими детьми. Оба родителя были опрошены на предмет использования этих форм иронии в общении со своими детьми. Стефани с коллегами выяснили, что в 6 лет дети уже владеют навыками всех четырех способов «искажения» буквального значения высказываний. Но некоторые иронические фигуры речи – гипербола, например – оказались доступными детскому сознанию уже в четыре года. А более половины ребят лучше всего понимали сарказм.
Высокий уровень понимания гиперболы и сарказма, возможно, зависит от того, в каком контексте их используют. Исследователи обнаружили, что эти фигуры небуквальной речи члены семей применяют в позитивных ситуациях, в то время как эвфемизм и риторические вопросы припасены для конфликтов между родителями и детьми. Выяснилось также, что мамы склонны иронизировать с детьми с помощью риторических вопросов, а папы предпочитают сарказм.
«Детское понимание комплексных, нелинейных форм общения устроено сложнее, чем мы предполагали раньше. Если родители осознают, что в 4 года ребенок способен правильно их понять, то им следует очень осторожно подбирать выражения, особенно в ситуации потенциального конфликта», подводит итог своей работы Стефани Александер.