Как родовые травмы мешают ребенку отделиться от мамы
Денис Кикин — остеопат, психолог и отец двоих детей — рассказал «Летидору» о причинах, по которым даже после родов слияние ребенка и матери сохраняется на высоком уровне.
Сегодня речь пойдет о психологической связи мамы и ребенка. Писать буду только о том, что знаю наверняка благодаря обширному профессиональному опыту. Чтобы облегчить отношения со своим ребенком, понять его и жить счастливо, не ломая себе голову.
Когда у нас с женой родился второй ребенок, после осмотра малыша пожилой неонатолог побеседовал с моей женой. Его слова я запомнил навсегда и передаю вам почти дословно:
«Самое важное — это научиться понимать потребности своего ребенка».
Понимать интонацию его плача значит понимать, чего он хочет. А маленький ребенок не так уж многого и хочет. Основные потребности — это быть сытым, быть защищенным, в тепле, с чистой попой и в любви.
Более 17 лет я занимаюсь с детьми. За это время я понял, что грамотное общение с мамой в разы увеличивает возможности лечения ребенка. Понимание взаимосвязи мамы и ребенка помогло мне не останавливаться на остеопатическом знании в помощи людям, а изучить психологию.
Чтобы разобраться в сепарации, стоит обратиться к физиологии человека, а точнее, к этапам развития (онтогенеза). Как остеопат, я хорошо понимаю процесс развития и связь человека с внешним миром. Люди — великие живые существа на планете. Мы самые умные, нам подчиняются все животные. Мы можем и на глубину океана погрузиться, и в космос полететь.
Но, несмотря на свою развитость, мы очень уязвимы и нуждаемся в связи с другими людьми.
Итак, человек 9 месяцев проводит в утробе матери и появляется на свет не из-за своей готовности существовать отдельно, а только потому, что там уже невыносимо тесно! Голова вырастает настолько, что задержись еще на пару месяцев, и уже не сможет выйти. Так как для человека это вынужденная мера, он рождается очень недоношенным. Если сравнить с четвероногими млекопитающими, то, например, детеныш лошади через час после родов может самостоятельно передвигаться. Нам же требуется еще как минимум 9 месяцев, чтобы пойти.
Представляете себе, сколько времени мы могли бы еще находиться в матке, питаться за счет мамы, по системе ALL INCLUSIVE? И здесь сразу появляются мысли о связи мамы и ребенка. Казалось бы, малыш родился, пуповина перерезана, теперь мама — это мама, а ребенок отдельно.
На самом деле, отдельно он только в физическом плане. Мамина психика не может так кардинально изменить вектор мышления. Да и ребенок — совсем еще незрелый детеныш, который умеет только самостоятельно дышать, сосать и выделять.
Ребенок еще долгое время имеет плотную психическую и ментальную связь с мамой.
Для безопасного развития человеческий детеныш полностью принимает мир через мамины ощущения. Он верит маме безусловно, поскольку его органы чувств еще не настолько развиты, чтобы понять окружающий мир. Вот несколько интересных фактов о развитии навыков ребенка:
• к 2 месяцам ребенок начинает видеть красный и зеленый, появляется ответная улыбка, начинает удерживать голову, знакомится со своим телом, ручки берет в рот;
• в 5-6 месяцев видит синий и зеленый, агукает, радуется, когда берут на руки, поворачивается на живот, находит свои руки и ноги;
• в 8 месяцев различает чужих и боится, понимает запрет, садится через бок, бросает предметы, дает предметы родителям;
• в 10-12 месяцев сам встает, ходит с опорой и без, говорит 3-5 слов, любит гулять и познавать окружающий мир.
И все это время он питается за счет мамы. Теперь вы понимаете, как связан ребенок с мамой на протяжении этого периода.
И если мама не понимает, чего хочет ее ребенок в данный момент, значит, и ребенок не понимает окружающий мир.
Помимо естественных причин, затруднению сепарации могут способствовать родовые травмы. Я изучаю причины появления родовой травмы и могу с уверенностью сказать, что 98% повреждений случается именно в перинатальный период, то есть с 28-й недели беременности до 7-го дня жизни вне утробы. Это момент физического созревания и подготовки ребенка для самостоятельной жизни. Это переходный момент из мягкой, водной среды в твердую, наземную.
И повреждения происходят не только на физическом уровне: страдает и психика ребенка. Тему перинатальной психологии изучали Отто Ранк, Винникот, и большой вклад внес Станислав Гроф. По его мнению, перинатальная область психики относится к бессознательному и состоит из четырех отдельных частей, соответствующих последовательным физиологическим этапам беременности и родов. Эти области бессознательного были названы термином «базовые перинатальные матрицы».
Есть причины, которые возникают вследствие родовой травмы и мешают ребенку отделиться от мамы психологически:
-
Повышенный тонус матки во время беременности
-
Угроза выкидыша (сохранение беременности)
-
Обвитие пуповиной
-
Стимуляция родовой деятельности (окситоцин, давление на живот, вакуум-экстракция)
-
Анестезия в родах
-
Затяжные роды (более 18 часов)
-
Кесарево сечение
То есть любое ускорение и облегчение естественного процесса. Если у вас есть опыт касательно перечисленных причин, я рекомендую не ждать, а обратиться к специалистам, которые работают с последствиями родовых травм.
И это только то, что касается периода новорожденности.
В современных условиях психически независимым от родителей человек становится только к 25-27 годам.
Тенденция позднего ухода из родительской семьи отчетливо прослеживается в развитых странах. В Европе молодые люди не спешат создавать свои семьи, а больше занимаются саморазвитием. На всем этом протяжении молодые люди нуждаются в помощи, но не опеке.
Процесс некорректного отделения от мамы сопровождается психосоматическими заболеваниями. Например:
• заболевания дыхательной системы (астма, пневмония, бронхит),
• связанные с потреблением (заболевания зубов, эзофагит, язвы желудка, панкреатит),
• заболевания выделительной системы (запоры, заболевание почек, цистит, уретрит, трещины в кишечнике).
Что делать?
Для того чтобы отделение все-таки наступило, прежде всего к нему должны быть готовы сами родители.
Ведь любое неправильное действие будет восприниматься как ускорение, а значит, насилие, и будет препятствовать нормальной сепарации ребенка.
Посмотрите на животный мир, ведь птица-мама никогда не будет выталкивать из гнезда птенца, который не оперился. И наоборот, не будет продолжать его кормить, а поможет преодолеть страх высоты, если у него уже выросли крылья.
Нужно осознать одну великую истину:
Мама помогает ребенку восстановиться и приспособиться к жизни через собственную осознанность.
К сожалению, знания, приобретенные за все время развития человека, забываются, и для этого нужно учиться. Сейчас так много помогающих профессий: доулы, консультанты по ГВ, психологи, остеопаты, массажисты и так далее.
Не бойтесь обращаться за помощью и учиться: этим вы откроете для себя новые возможности и дадите отличный пример своим детям. А это поможет им быстрее найти себя и набрать силы для самостоятельного полета.