Как реагировать на нецензурные слова ребенка: личный опыт мамы
© Depositphotos
Своим опытом делится Инна Дорохова, читательница и автор «Летидора», мама Арсения и Мирославы. Если у вас есть свое собственное мнение по этому вопросу, пишите его в комментариях под статьей.
Или присылайте нам свои истории и делитесь опытом — лучшие тексты мы опубликуем на сайте!
Нецензурная лексика, как ни крути, часть нашего языка. Но что делать, если из уст любимого крохи вылетают эти слова? Как себя вести? И вообще — откуда это?
Будучи мамой подростков, я проанализировала этапы взросления своих детей и выделила три этапа, когда в лексике ребенка могут появиться такие слова.
-
Малыш, услышав однократно или неоднократно эти слова от взрослых, начинает их повторять, копировать неосознанно, не понимая ни значения, ни смысла.
-
Ребенок младшего возраста слышит подобную лексику от своих сверстников или взрослых и, чаще не понимая значения и смысл этих слов, употребляет их в схожей ситуации.
-
В подростковом возрасте смысл и значение ребенок уже понимает и употребляет эти выражения по теме, но не всегда в подходящем месте.
И что же делать? Самое главное правило для родителей — не паниковать и не ругать ребенка. Дальнейшая реакция родителей может зависеть от возраста ребенка.
Если он совсем еще малыш, то первая и самая верная реакция — сделать вид, что ничего не заметили.
Однажды услышанное и повторенное слово, скорее всего, не отложится в памяти малыша.
А во-вторых, надо подумать и попытаться понять, где ребенок может слышать эти слова. Если в семье или в том месте, где малыш часто бывает или гуляет, эта лексика — норма, то нет ничего удивительного в том, что ребенок пополняет свой лексикон тем, что слышит ежедневно.
Если ребенок дошкольник или уже подросток, то тут уже надо выходить на разговор.
В спокойной и доверительной обстановке надо обязательно проговорить такие моменты, как:
• В нашей семье так говорить не принято (если это действительно так).
• Обратить внимание на тех, кто на улице громко может употреблять ругательства, — вряд ли ребенку захочется быть похожим на этих людей.
• И конечно, не надо отрицать, что таких слов нет. Наоборот, они есть и хотя бы иногда их употребляют практически все люди, но надо понимать, где и когда можно, а где нет.
Для моей дочери «хорошими учителями» в этом деликатном вопросе стали ее одноклассники в начальной школе.
Было несколько мальчиков, которые ругались в раздевалке, на уроке физкультуры, на прогулке, в столовой. Случайно или нет, но многие из этих ребят не внушали дочери доверия и не вызывали желания с ними дружить. Само по себе внутри ребенка сформировалось негативное отношение и к нецензурной лексике.
Сейчас дочери почти 14. Как-то я спросила ее, не использует ли она в разговоре или переписке с друзьями такие словечки. На что она мне категорично ответила: «Мам, ты же знаешь мое отношение к мату. Конечно, нет!»
И я ей верю.
А пятнадцатилетний сын на тот же вопрос сказал:
«Да, с мальчишками, но ты же знаешь, мам, бывают ситуации, когда другими словами не выразишься!»
И с этим тоже нельзя не согласиться.
Фото: Depositphotos