Как приучить ребёнка к самостоятельной деятельности
Как приучить ребёнка к самостоятельной деятельности
Воспитание навыков самостоятельной деятельности у ребёнка считается одним из условий его успешного развития как личности. Были времена, когда наши мамы, уходя на работу, оставляли записку примерно с таким содержанием: «Обед на плите, помой посуду, подмети пол и купи молока». Теперь же многие ребята ходят в школу, расположенную не рядом с домом, а в другом районе. Порою уроки, кружки, репетиторы и секции вынуждают школьников возвращаться домой даже позже своих родителей. Обеда на плите может и не быть, зато есть микроволновка. В магазин (супермаркет) семья ездит только по воскресеньям. Да и полы подметать не нужно, ведь есть моющий пылесос по субботам. В итоге у ребёнка нет ни времени, ни желания что-либо сделать самому.
Многие родители всерьёз обеспокоены неумением детей что-либо сделать самостоятельно. Например, такой разговор между мамами о своих детях-школьниках далеко не редкость.
– Вы не представляете, моя Настя за лето не прочитала ни одной книжки. Как ни просила, ни заставляла, всё бесполезно!
– Да это ещё что, Артур мой не «отлипает» от телефона и планшета. Сидит целыми днями на диване, даже ест с телефоном в руках. Вчера десять раз сказала, чтобы посуду за собой помыл, – бесполезно!
– А мой Петька на улицу вообще не выходит, боится что-ли. Ни с друзьями погулять, ни в магазин сходить, вообще никуда сам!
Попробуем проанализировать озвученные мамами проблемы.
Причины нежелания читать книги
• Техника чтения не соответствует возрасту ребенка, то есть школьник 2-го класса читает как первоклассник. Соответственно, текст будет прочитан медленно, с большим трудом. Никакого положительного момента от прочтения для школьника не возникнет. Таким образом, чтение книг становится для ребёнка сплошным наказанием.
В данной ситуации важно помочь ребёнку отработать технику чтения. Для этого можно воспользоваться пособиями для подготовки детей к школе. В таких руководствах много скороговорок, стишков на различные темы. Также даны тексты для отработки навыков чтения. Сказки будет полезно прочитать с ребёнком по ролям, а сложный текст разделить на блоки и читать вместе с ребёнком по очереди.
• Выбор литературы для ребёнка осуществляется строго по указаниям родителей, которые навязывают свои предпочтения в литературе. Ну не хочет ребёнок читать рассказы о природе, а родители настоятельно требуют.
Выходом из сложившейся ситуации станет совместный поход в книжный магазин и выбор произведения самим ребёнком, по его желанию. Ну и пусть это будут несерьёзные комиксы или энциклопедия про динозавров. В любом случае выбранную книгу ребёнок будет читать сам, а потом ещё и вам перескажет интересные моменты.
• Большой поток информации из других источников: кино, телевизор, радио, интернет и т.д. Каждый день ребёнок «поглощает и переваривает» огромные порции информации из вышеприведённых источников, поэтому для книг у него просто не остаётся времени и сил. Можно, по возможности, ограничить просмотр ребёнком телевизора, особенно бессодержательных телепередач и фильмов. Также обратить внимание на сценарий какого-либо понравившегося фильма и предложить ре-бёнку прочитать соответствующее произведение. Причины чрезмерного увлечения современными коммуникативными и игровыми устройствами.