Как приучить ребенка к домашним обязанностям с помощью сказок
© Depositphotos
О том, с чего начать обучение ребенка домашним обязанностям и как в этом поможет сказка, «Летидору» рассказала Лариса Суркова — психолог, блогер, мать пятерых детей и официальный посол кампании #ЛучшеВместе (#DoItTogether) от бренда Indesit.
Почему сказки лучше любых наставлений
Период самоизоляции показал, насколько важно родителям и детям уважать и понимать друг друга. Но часто взрослым бывает непросто донести до ребенка свою просьбу. Особенно в том, что касается домашних обязанностей.
Наставления родителей «вытри пыль», «полей цветок», «убери игрушки» зачастую не работают. Дети воспринимают мир совсем по-другому, поэтому и коммуникацию с ними тоже нужно строить необычными и креативными способами, например, через создание собственной сказки.
На помощь мамам и папам приходят волшебные истории. Они позволят преподнести малышу тот или иной жизненный урок в доступной форме.
А если ребенку уже исполнилось 3 года — сочините сказку вместе.
«Обучающие» порядку сказки можно использовать с 2,5 лет и вплоть до школы. А участие ребенка в придумывании таких историй еще и разовьет детскую фантазию.
Какой должна быть правильная сказка
Придумывая сказку для малыша, нужно учесть некоторые важные моменты.
● В сказке не должно быть прямых нотаций. Волшебная история создает у малыша целостную картинку и яркие образы, которые действуют подсознательно. «Правильная» сказка поможет ребенку самостоятельно прийти к важным выводам.
● Будьте внимательны к эмоциям и вопросам ребенка. Рассказчику следует быть очень тактичным, чтобы не спугнуть детское доверие и не разрушить веру в сказку.
Не стоит использовать незнакомые ребенку слова и персонажей, с которыми он раньше не сталкивался.
● Одна сказка решает одну проблему. Не стоит использовать историю, чтобы разобраться с несколькими задачами сразу. Сконцентрируйтесь на главной цели — на том, ради чего придумываете сказку.
● Истории должны усложняться по мере взросления ребенка. Фантазируйте и придумывайте новые истории. Сказки, которые казались малышу интересными и необычными в два года, наверняка наскучат пятилетке. К тому же дошкольник, скорее всего, захочет поучаствовать в создании сказки и вместе с родителями додумать продолжение истории.
Как придумать свою сказку
Из чего же состоит сказка? И как придумать волшебную историю, которая найдет отклик у малыша? На самом деле, в создании подобной сказки есть очень простой алгоритм.
-
У каждой сказки есть структура — основа, вокруг которой будет строиться повествование. Поэтому для начала необходимо определиться с целью сказки, какую проблему надо решить с ее помощью. Ребенку не хватает самостоятельности? Малыш не считает нужным помогать родителям поддерживать чистоту в доме? Или он со слезами начинает каждую уборку?
-
Как только вы определили проблему — основу рассказа, сформулируйте решения, которые вы собираетесь донести до ребенка. Например, с помощью сказки можно объяснить малышу, что если наводить порядок всем вместе, то уборка займет гораздо меньше времени. Вокруг этой мысли и будет строиться сюжет.
-
Придумайте главного героя, который похож на ребенка и обладает такими же качествами. В центре сюжета может быть прекрасная принцесса, мальчик, отважный самолетик — здесь все зависит от вашей фантазии и характера малыша. Образ героя должен быть понятен и приятен маленькому слушателю.
Ребенок сможет легче сопоставить себя с персонажем, если тот имеет схожие переживания и страхи, таланты и способности.
Вокруг этого героя и будут происходить события и чудеса.
- Опишите ситуацию, в которой оказался главный герой. Пусть персонаж столкнется с теми же трудностями, что и его реальный прототип.
Например, можно рассказать о том, как замок принцессы наполнился пылью, а игрушки решили устроить побег из замусоренной комнаты мальчика.
Тогда малыш станет отождествлять себя с персонажем волшебной истории, сравнивать свои поступки и поступки героя. И, наблюдая за успехами персонажа, ребенок поймет, что сможет добиться того же.
- В конце сказки обязательно должны быть мораль и добрый финал. Например, вы хотите помочь малышу легче приобщиться к домашним обязанностям и подчеркнуть значимость взаимопомощи в семье. Тогда расскажите, как родители помогли принцессе победить пыль в замке или как игрушки благодарили мальчика за чистую, убранную комнату.
Чтобы ребенку было легче понять мораль истории, ее может озвучить главный персонаж.
- Сказки можно не только сочинять самим, но и использовать существующие истории. Возьмите за основу любую известную сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в повествование нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера.
Пример сказки, которая поможет приучить ребенка убирать за собой игрушки
Если малыш не хочет убирать за собой игрушки, капризничает, когда родители просят его следить за порядком, подойдет такая сказка.
В далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Она очень любила свой замок, украшала его цветами и лучшими игрушками. Каждый день девочка собирала розы в волшебном саду, покупала красивые куклы и приносила их во дворец. Но однажды принцесса не смогла зайти в свою комнату — на полу, кровати и стульях были разбросаны игрушки и лепестки. Девочка расстроилась, ведь теперь замок стал не так красив, как раньше. Она вышла на улицу и заплакала.
Мимо проходила мудрая волшебница, она посоветовала принцессе собрать все игрушки и лепестки, чтобы вернуть дворцу прежнее очарование.
Девочка весь день убиралась в комнатах, складывала кукол по местам и подметала лепестки. После того, как замок был снова чист, принцесса увидела, каким чудесным стал ее дом. И главное — поняла, что чистый замок еще красивее, чем замок, полный лепестков и игрушек.
Так малыш сможет найти вдохновение в образе главного персонажа и, возможно, захочет стать частью сказки и даже попробует повторить подвиги героя в реальной жизни. Главное — составить правильную сказку!
Фото: Depositphotos