Опубликовано 11 января 2019, 09:00

Как поговорить с ребенком, если его обижают в школе: инструкция для родителей

Отрывок из книги Елены Колиной «Как мама была маленькой. Книга для дружбы детей и родителей».
Как поговорить с ребенком, если его обижают в школе: инструкция для родителей

В издательстве «АСТ» в конце 2018 года вышел сборник смешных и поучительных историй, которые писательница Елена Колина рассказывала своему внуку Марку. Бабушка хотела, чтобы мальчик научился лучше понимать себя и других, поэтому сочинила 11 рассказов, в основу которых легли самые интересные эпизоды из детства мамы Марка о дружбе, предательстве, зависти, уверенности в себе, разводе родителей и других важных вещах, о которых дети стесняются говорить с родителями.

Как поговорить с ребенком, если его обижают в школе: инструкция для родителей

Елена Колина рассказывала внуку истории, а потом они вместе обсуждали поведение Маленькой Мамы (именно так зовут главную героиню книги). Когда автор поняла, что эти рассказы помогают ей наладить общение с внуком, она решила записать их и поделиться с другими родителями, у которых не получается установить с детьми дружеские и доверительные отношения.

К каждой главе Колина написала большую памятку для взрослых — вопросы, которые можно задать ребенку после прочтения главы, а также развернутый комментарий для родителей, на что важно обратить внимание во время чтения и последующего обсуждения.

Цель автора — научить родителей общаться с детьми, создать в семье безопасное пространство для диалога на любые темы.

Родители смогут многое узнать о своем ребенке: насколько у него развито понимание чувств других людей, как он относится к проблеме, и как он поведет себя в конфликтной ситуации, описанной в каждой главе.

Рассказы адресованы детям от 6 до 11 лет и их родителям.

С разрешения издательства мы публикуем восьмую главу из книги «Как Маленькую Маму обижал мальчик» вместе с памяткой от автора (смотрите на третьей странице). Уверены, что этот тест поможет многим родителям поговорить с ребенком о личных границах, а также о том, как грамотно выстроить оборонительную стратегию, когда на малыша нападают дети и взрослые.

Как Маленькую Маму обижал мальчик

Когда Маленькая Мама училась в первом классе, случилась ужасная история: Маленькая Мама потеряла веру в людей. И в себя. Это, пожалуй, главное, что она потеряла веру в себя. Вот как это было.

Маленькая Мама училась в школе два месяца или чуть дольше. Ей было совсем нетрудно запомнить, где ее класс, столовая, туалет и гардероб. Но в целом школа ее пугала. В школе было все чужое и все чужие. Тем более школа, в которой училась Маленькая Мама, была очень большая. Ей казалось, что это не школа, а большой город.

Маленькая Мама не любила бояться. Она решила каждый день понемногу путешествовать по школе, чтобы узнавать новые места.

Учительница не отпускала первоклашек болтаться по школе одних. После уроков она строго говорила: «Построиться! Не спускать с меня глаз! Не расползаться по школе как тараканы!» Но в классе было много детей, и она не могла уследить за всеми. Маленькая Мама каждый день расползалась по школе как таракан.

Однажды, после того как уроки закончились, Маленькая Мама прогулялась по второму этажу. И пришла в гардероб позже всех, когда все дети уже оделись и ушли. В этом не было ничего необычного.

Маленькая Мама сняла с вешалки свою куртку и мешочек с ботинками. Села на скамейку, сняла тапочки, чтобы надеть ботинки. В этом тоже не было ничего необычного.

И тут к ней подошел взрослый мальчик. На вид ему было лет восемь или даже больше. Маленькая Мама была в первом классе, а мальчик во втором классе или в пятом. Честно говоря, она не поняла, сколько ему лет. Но он показался ей ужасно взрослым.

Как поговорить с ребенком, если его обижают в школе: инструкция для родителей

Мальчик посмотрел на Маленькую Маму и сказал: «Давай с тобой дружить».

И вот это уже было необычно! Потому что те, кто постарше, считают тех, кто младше, малышней. Маленькая Мама была удивлена и польщена: она не знала еще ни одного случая, чтобы кто-то подошел к малышне и предложил дружить.

Мальчик сказал Маленькой Маме: «Давай с тобой дружить». И вдруг сдернул с нее бант. Огромный розовый бант был прикреплен к голове Маленькой Мамы заколкой. Заколка осталась в волосах Маленькой Мамы, а бант был у мальчика.

Маленькая Мама держала в руке ботинок, улыбалась и даже не подумала, что это какая-то хитрость или подвох. То, что случилось дальше, застало ее врасплох. А случилось вот что: вдруг что-то полетело ей в лицо!

И так быстро — раз-раз! — потоки чего-то похожего на горошины забарабанили по ее лицу, как град. Она даже подняла глаза к потолку, чтобы посмотреть, не идет ли с потолка град. Града не было, но горошины продолжали лететь ей в лицо. Это было больно! И странно. И страшно!

Маленькая Мама закрыла глаза и подумала, что сейчас ее спасет взрослый мальчик, ее новый друг. И тут она услышала хохот. Вот такой: ХА-ХА-ХА.

Маленькая Мама открыла глаза и увидела: это смеялся мальчик. Почему он так обидно смеется, если он ее друг? Друзья так не смеются.

Все еще смеясь, мальчик ущипнул Маленькую Маму за руку. Не очень больно ущипнул, но как-то так… обидно.

И тут Маленькой Маме, очень сообразительной девочке, стало ясно: никакой он не друг. Друзья так не щиплются.

Мальчик перестал смеяться. Засунул в рот какую-то трубочку. Но лучше бы он смеялся! Когда мальчик смеялся, у него рот был занят смехом, а теперь он стал дуть в трубочку. Так вот откуда взялся град! Это мальчик обстреливал Маленькую Маму из трубочки бумажными шариками.

Кому-то покажется, что получить бумажным шариком в лицо не больно. Но если нам в лицо выстрелят шариком с близкого расстояния, то будет больно. Обидно, само собой, но и больно.

Маленькой Маме стало совершенно ясно, что ни о какой дружбе с мальчиком речи быть не может. Мальчик ее обижает. Издевается над ней.

И она набрала воздуха, чтобы заорать на всю раздевалку: «А-А-А!»

Как поговорить с ребенком, если его обижают в школе: инструкция для родителей

Тут надо сказать вот что. Прежде Маленькая Мама частенько бывала замешана в драках, в детском саду или в песочнице за синее ведерко, она любила синий цвет.

Взрослые говорили ей: «Научись добиваться своего не дракой, а словами». Но как можно было добиться словами синего ведерка в песочнице?

Маленькая Мама, можно сказать, была ветераном драк в песочнице.

Драки Маленькой Мамы остались в прошлом. Первоклассницам драться не к лицу. Маленькая Мама ходила в школу в форме: клетчатая сине-красная юбка, белая кофточка и настоящий синий пиджак. На голове большой розовый бант.

На переменах Маленькая Мама поправляла бант. Это же школа, а не детский сад! В школе бант должен сидеть на голове идеально ровно. Но когда стреляют из трубочки, когда щиплют, тебе уже не до банта!

Маленькая Мама набрала воздуха, чтобы заорать «А-А-А!». В дополнение к этому она планировала ударить плохого мальчика ботинком, который все еще был у нее в руке. Ботинком, ей казалось, будет хорошо, и он сразу же отстанет. Но из этого ничего не вышло…

Маленькая Мама растерялась. Так, что потеряла дар речи. Не смогла вымолвить ни слова, не то что заорать «А-А-А!».

Почему?.. Мальчик был такой взрослый! Он был намного старше. На три года или на год. А Маленькая Мама была, в сущности, малышня.

К тому же она стояла на полу босиком, и это не прибавляло ей уверенности. Скорее, наоборот: разутый человек чувствует себя беззащитным.

Смелость Маленькой Мамы, и так-то небольшая, все уменьшалась и уменьшалась… И тут мальчик наклонился к ней, крепко схватил ее за шею и сказал очень страшные слова. Он сказал: «Я ТЕБЯ УБЬЮ!.. Только пикни, и я тебя убью!.. Кивни, если поняла!»

Должно быть, этот мальчик смотрел много фильмов. В кино преступники часто говорят: «Кивни, если понял!»

Маленькая Мама кивнула. И всем своим видом показала, что не собирается пикать.

На прощание мальчик дернул Маленькую Маму за волосы. Бросил бант на пол, поддал ногой. И покинул гардероб. А Маленькая Мама осталась в гардеробе и некоторое время плакала. Слова «я тебя убью» никуда не исчезли, а как будто остались с ней. Маленькая Мама плакала от страха.

Когда Маленькая Мама вышла из гардероба в холл, она увидела свою бабушку.

Взрослые должны были ждать детей в холле, в гардероб им было нельзя. Бабушка уже очень сильно волновалась, где же ребенок, все уже вышли, а ребенка нет, и пыталась незаметно ввинтиться в гардероб: одной половиной тела она была в холле, а другой половиной уже в гардеробе.

Увидев бабушку, Маленькая Мама чуть не расплакалась снова.

Как поговорить с ребенком, если его обижают в школе: инструкция для родителей

Сегодня утром ее родители уехали на две недели писать диссертацию, и ее должна была забрать Главная бабушка, мамина мама.

Маленькая Мама знала, сколько это, две недели, — 14 дней. Но все же надеялась, что две недели уже прошли, и думала: «Сейчас выйду из гардероба, а там мама…» Но там была бабушка.

Как только Маленькая Мама вышла, бабушка набросилась на нее с вопросами:

— Ты почему так долго?! Почему ты такая растрепанная? Почему ты такая расстроенная? Ты заболела?! Температуры нет? Горло не болит? Насморк? Кашель? Почему у тебя бант набекрень? Что случилось, я же вижу, что-то случилось! Не ври мне, я же вижу, что-то случилось!

— Ничего не случилось, — сказала Маленькая Мама.

Маленькая Мама была вынуждена врать!

Вот вы бы смогли рассказать бабушке, что вас обстреляли из трубочки, ущипнули и пригрозили убить? Нет!

Разве можно рассказать, когда вас так расспрашивают?

Когда вас так расспрашивают, обнимают, поправляют бант и одновременно трогают лоб, нет ли температуры, можно только соврать: «Ничего не случилось». И Маленькая Мама соврала.

Тем более мальчик убьет ее, если она пикнет!.. Рассказать бабушке совершенно точно означало пикнуть.

Если она хотела остаться в живых, пикать было нельзя. Бабушка не должна была догадаться, как ей страшно.

Бедная Маленькая Мама! Теперь она боялась не только плохого мальчика! Она уже и свою собственную бабушку боялась.

Она попала в ловушку, бедная Маленькая Мама, как попадает в капкан лиса. Или енот.

И выхода никакого не было. Шаг вправо — волк, шаг влево — тоже волк.

По дороге домой Маленькая Мама думала, как ей прожить завтрашний день в безопасности. И весь вечер Маленькая Мама думала о том же, как ей прожить завтрашний день в безопасности.

Маленькая Мама вот что придумала: больше не ходить в школу. Сделать вид, что ходит в школу, а самой сидеть на скамейке в парке.

Но все же это не совсем подходило. В парке холодно и скучно, к тому же обман очень скоро раскроется…

Страшно представить, что будет, когда Главная бабушка обнаружит, что ее нет в школе. Луна упадет с неба. У бабушки будет приступ ужаса! Скорая помощь к ней приедет, и пожарные, и милиция, это уж точно.

А если Вторая бабушка обнаружит, что ее нет в школе?! Луна упадет с неба на школу. Скорая помощь приедет к учителям, и пожарные, и милиция. У учителей будет приступ ужаса. Ведь Вторая бабушка — начальник.

Думала-думала Маленькая Мама и придумала: она пойдет в школу, но больше никогда не зайдет в гардероб.

Но где же она будет переодеваться? Ведь в школе не разрешают ходить в куртке и ботинках. А вот где: она спрячет свои ботинки и куртку за батареей в туалете на втором этаже! И преспокойно пойдет на урок. Когда уроки закончатся, преспокойно переоденется в туалете.

Казалось бы, что это очень хорошая идея. Но не тут-то было! Маленькая Мама думала, что опасность подстерегает ее только в гардеробе.

Действительно, в гардеробе легко обидеть кого-то, особенно кого-то маленького: там вешалки, на вешалках висят куртки и пальто. За вешалкой легко обидеть человека так, чтобы никто этого не увидел. А в столовой, например, или в коридорах много народа.

На глазах у всех никто тебя не обидит — так рассуждала Маленькая Мама. Но она не учла всего…

Если обидчик хитрый и подлый, то у него все получится и в столовой, и в коридорах, везде.

Мальчик и Маленькая Мама встретились в столовой. Мальчик приметил Маленькую Маму издалека. Закричал: «А вот и ты! Это ведь ты?!»

Никто не сделал ему замечания и не возразил: это, действительно, была Маленькая Мама.

Плохой мальчик неумолимо двигался навстречу Маленькой Маме, а она двигалась от него, пятилась, как рак.

Но задом, как рак, далеко не уйдешь. Мальчик очень быстро ее догнал.

— Сейчас получишь! — сказал мальчик на ухо Маленькой маме. — Ох, как ты сейчас получишь!..

У Маленькой Мамы сердце ушло в пятки. И прямо там, в пятках и билось.

Маленькая Мама огляделась и приняла решение держаться рядом с учительницей. Не отойдет от нее ни на минуту! Вот она, учительница, очень кстати оказалась рядом. Но мальчик был очень хитрым. Он знал, что гадости лучше всего делать незаметно. Он незаметно ущипнул Маленькую Маму за руку. Очень сильно ущипнул, с вывертом. Маленькая Мама взвыла от боли, вот так: «УУУ!»

— Кто тут у меня воет? — строго сказала учительница. — Это ты воешь? Ты что, выть сюда пришла?

Маленькая Мама пришла сюда пить молоко с булочкой. Но когда она протянула руку к своей булочке, оказалось, что кто-то другой протянул руку к ее булочке раньше нее. И теперь чавкает булочкой прямо ей в ухо! Это, конечно, был он, Плохой мальчик.

Как поговорить с ребенком, если его обижают в школе: инструкция для родителей

Тут надо вспомнить, что в прошлом Маленькая Мама частенько дралась. После каждой драки взрослые ругали Маленькую Маму. Говорили, что она неправа. Она почему-то всегда была неправа! Взрослые говорили, что все дети, с которыми она подралась, хорошие. А если сразу не видно, какие они хорошие, нужно постараться это разглядеть.

Маленькая Мама попыталась разглядеть, что мальчик, который грозился ее убить и чавкал ее булочкой, — хороший. Но не смогла. Мальчик был плохой.

Она подумала: подраться с ним было правильно… Но очень страшно…

— Ты же не хочешь булочку, ха-ха-ха, — с насмешкой сказал Плохой мальчик.

Но Маленькая Мама как раз хотела булочку! Булочка была румяная, с изюмом.

Маленькая Мама, такая сильная духом, ловкая и хитрая, совершенно не могла противостоять Плохому мальчику. Не могла закричать, или ударить его, или отнять у него свою булочку. Иногда кто-то действует на нас, как змея на кролика. Змея внимательно смотрит на кролика, и он постепенно становится беспомощным. Когда кролик становится совсем беспомощным, как Маленькая Мама, змея видит это и нападает.

Плохой мальчик дожевал булочку и еще раз ущипнул Маленькую Маму. На этот раз она сдержалась и не закричала, только жалобно охнула, вот так: «О-ОХ…» С тех пор Маленькая Мама больше не ходила в столовую. Она попросила дома, чтобы ей давали с собой бутерброд.

Бабушка заворачивала ей в белую прозрачную бумагу бутерброд с сыром или с колбасой или кусок хлеба и куриную котлету.

Теперь Маленькая Мама не только переодевалась в туалете, но и там же, в туалете, завтракала.

Прежде всего, это было не совсем удобно: нужно было улучить момент, когда в туалете никого не было, быстро достать из портфеля завернутый в бумагу бутерброд, быстро вынуть бутерброд из бумаги, быстро съесть…

Никто не должен был видеть, что Маленькая Мама ест бутерброд в туалете! Никто не должен был знать, почему она завтракает в туалете. Никто не должен был знать, что ее обижает мальчик. Ведь как только она пикнет, он ее убьет.

На самом деле это было ужасно неприятно. Унизительно. Однажды Маленькой Маме показалось, что кто-то идет.

Она засунула свой бутерброд обратно в портфель, но не в коробочку, а бросила так. И все тетради и учебники испачкались в сыре и масле, и теперь все тетради и учебники Маленькой Мамы были в масляных пятнах и пахли сыром…

Но что тетради! Маленькая Мама стала плохо учиться. В первом классе детям не ставили отметок. Вместо пятерок выдавали красивые бумажные звездочки.

Преждек концу дня у Маленькой Мамы накапливался целый карман звездочек! А теперь за целую неделю не получалось накопить даже десять звездочек или хотя бы восемь!

Но ведь это совершенно понятно. Как может хорошо учиться человек, который боится? Как может хорошо учиться человек, который не высыпается?

Нет, ночью Маленькая Мама спала прекрасно. Но вот по утрам не могла проснуться, спала и спала. Ее будили, она садилась в кровати с закрытыми глазами и опять валилась на бок…

Маленькая Мама не хотела просыпаться, потому что не хотела идти в школу. Она бы спала и спала… Она бы и в школе спала и спала. Конечно, Маленькая Мама стала плохо учиться.

1 из 3

ПредыдущаяСпросите ребенка