Как подготовить ребенка к посещению врача?
Как подготовить ребенка к посещению врача?
Трудно поверить, но практически все родители периодически подвергают своего ребёнка ужасному испытанию. Они ведут его в место, наполненное резкими запахами, звуками плача других детей. Там яркий свет, непонятные предметы и незнакомые люди. И этим незнакомым людям (часто совсем не приветливым) мама разрешает дотрагиваться до ребёнка и даже делать ему больно, и никакие уговоры не помогают, а за слёзы мама может и отругать. А ещё, отправляясь в это место, ребёнок часто плохо себя чувствует. Мы говорим о походе к доктору.
В глазах ребёнка всё именно так. Врач – настолько могущественная фигура, что даже родители не могут от него защитить. А ещё некоторые родители используют образ медиков в воспитательных целях, проще говоря, пугают детей врачами – «Будешь так себя вести, позову доктора, он сделает тебе укол!» Польза и действенность таких методов сомнительна, а вот вред очевиден. Рано или поздно придётся действительно вызвать доктора, и тогда тяжело будет всем. Ребёнку – справиться со страхом, а вам и врачу – справиться с ребёнком, которому нужно помочь, а он сидит под кроватью, или кричит и вырывается.
Неудивительно, что дети так часто боятся врачей. Будем откровенны: боятся и избегают посещений врача и многие взрослые. Это действительно страшно и часто болезненно. Как же помочь ребёнку справиться с этой ситуацией?
Правильный настрой. Ребёнок очень ориентируется на состояние мамы, поэтому по возможности успокойтесь сами. Придя в поликлинику, не сидите под кабинетом в ожидании. Часто там бывает много плачущих детей и нервничающих взрослых, это действует очень угнетающе. Займите очередь и отойдите с ребёнком в сторону. Возьмите и дома игры, в которые можно играть во время ожидания. Играйте или рисуйте вместе с ребёнком, вам обоим в этой ситуации полезно отвлечься.
Будьте честными. Если процедура болезненная, не врите, что это не так. Скажите правду – да, может быть больно, но можно потерпеть. Если сказать неправду, к боли прибавится ещё и чувство обиды за обман или сильный испуг от неожиданной боли. Ребёнка примерно с трёхлетнего возраста и старше можно научить приёмам отвлечения от боли – например, при заборе крови из пальца можно крепко сжать другую руку в кулак и смотреть в окно. Бывает, что ребёнка стараются отвлечь сами медики, но это происходит далеко не всегда. Сильную травму можно нанести ребёнку, если не предупредить его о том, что с ним что-то будут делать. Это подрывает не только доверие к родителям, но и чувство безопасности в целом.
Знание – сила. Перед походом к врачу можно рассказать ребёнку о составе крови или о строении какого-нибудь органа. Ведь пугает не только боль, но и неизвестность. Дети могут бояться собственных фантазий – например, что кровь может вытечь из пальца вся, или что в фонендоскоп встроена иголка, которая вонзается в тело, когда врач «слушает» ребёнка. Знания о том, что тромбоциты ни за что не дадут всей крови вытечь из ранки, помогут перестать бояться этого. И совсем не жалко будет сделать маленький укольчик для того, чтобы проверить, много ли в крови воинов-лейкоцитов борются с вирусом, или уже наступил мир.
Инструменты врача есть во многих домах. Под присмотром взрослых вполне можно рассмотреть градусник, тонометр, шприц. Некоторые процедуры не болезненны, но труднопереносимы для малыша. Например, чтобы сделать ультразвуковое исследование мочевого пузыря, нужно выпить очень много воды. Никак нельзя облегчить положение ребёнка, но можно рассказать, зачем пить воду перед процедурой и даже провести опыт – налить воды в воздушный шарик, чтобы узнать его форму.
Не запрещайте чувства. Ребёнок имеет полное право бояться. Обойдитесь без ярлыков «трус» и «плакса», не сравнивайте ребёнка с другими детьми, которые не плачут. Похвалите, если он стойко перенёс все процедуры, скажите, что это действительно было трудным делом. Если малыш всё же расплакался, не ругайте и не стыдите. Утешьте его и скажите, что в следующий раз он наверняка будет бояться меньше. Если у ребёнка возникла паника, после процедуры обязательно вернитесь к ситуации, дайте ему возможность рассказать, чего он испугался, проработать чувства в игре или через рисование.
Объясните смысл. Любая медицинская процедура делается не просто так. Расскажите малышу, зачем нужно то, что с ним делают. Постарайтесь сделать так, чтобы он понял, что никто – ни врачи, ни родители – не хочет специально обижать и пугать его. Не говорите, что доктор «плохой, сделал больно деточке». К сожалению, в некоторых случаях нельзя избежать неприятных ощущений, но доктор делает всё для того, чтобы малыш не болел. Важно, чтоб ребёнок знал, что вы вместе с доктором на его стороне.