Опубликовано 17 декабря 2013, 12:39

Как научиться шутить

Чувство юмора помогает маленьким детям творчески познавать мир вокруг, а школьникам  – преодолеть очень трудный для них подростковый период. Несмотря на естественные различия, мальчики и девочки используют чувство юмора для достижения одних и тех же целей. Для всех подростков смех является обходным путем в решении основных проблем их этапа развития.
Как научиться шутить

Как научиться шутить

Шутки, над которыми смеются дети, маркируют уровень их развития, считаетзнаменитый журналист и психолог, доктор философии, Лоренс Катнер (Lawrence Kutner). Предмет детского смеха обычно указывает на источник проблем, которые решает ребенок на определенном этапе своей жизни. Малыш будет в восторге от «туалетного» юмора, когда он только осваивает технику посещения домашней уборной. Научившись ходить в туалет, ребенок сочтет подобные шутки тупыми.

Улыбаться нас заставляет наша нервная система, реагируя на приятные сигналы извне. Уже новорожденный малыш складывает свой ротик в подобие улыбки, почувствовав вкусный запах. А вот настоящий смех является более сложной реакцией, ее ребенок осваивает в течение своего взросления.

В первый год своей жизни ребенок понимает несколько очень важных вещей. Во-первых, он осознает свою индивидуальность, «отделенность» от родителей. Затем он начинает замечать, что люди и предметы существуют независимо от их присутствия в сфере его внимания. Если мама вышла в другую комнату, то она не исчезла, а просто отошла по делу и скоро вернется. Если игрушка закатилась за дверь, то ее можно достать. Дети привыкают к очень важной мысли: окружающий мир существует независимо от наших ощущений.

Игра в прятки вызывает у годовалых детей заливистый смех. В этом возрасте малыши учатся отделять о свои ощущения от их источника, образ – от его материального носителя. Во время игры ребенок учится понимать, что мама исчезла не навсегда, а спряталась лишь по правилам игры и появится, как только он ее «найдет». Пока малыш еще не уверен в счастливом исходе и сильно волнуется в процессе поиска. Как только случается долгожданная находка – внутренне напряжение разряжается громким хохотом. Если же мама прячется слишком долго, драматизм поиска перерастает в страх потери и ребенок может заплакать.

Когда ребенок начинает получать удовольствие от игр, он пытается творчески подойти к изучению языка и начинает экспериментировать с его формами. На этом этапе развития его очень веселят бессмысленные комбинации слов и слогов. Он пытается отличать звучание речи от ее смысла и, по его мнению, это очень забавно.

В 2 года ребенок обнаруживает, что в мире есть порядок. Поэтому носок на ноге не вызывает у него никаких эмоций, так как все в порядке вещей. Но когда эта часть гардероба оказывается на ухе – веселью нет предела. Но дети постарше могут счесть такую шутку глупостью, так как, в отличие от годовалых «юмористов», они уже умеют контролировать свой смех. Для них наступило время шутить сознательно.

Шестилетнего подростка уже не смешат, как прежде, непорядок с носком и прятки с мамой. Он занят решением проблем более высокого порядка, которые становятся для него источником новых шуток. Взрослеющий малыш занимается курьезными сравнениями, словесными играми и логическими парадоксами. Он развлекает родителей остротами такого типа:

«Почему слониха покрасила свои ногти в красный цвет?»
«Чтобы спрятаться в клубничном пятнышке»

Содержание шутки отражает попытки ребенка разобраться в сложностях логического мышления с помощью языка. Слониха идет на авантюру, логически обреченную на провал – пытается спрятаться на контрастном для нее клубничном фоне за счет маскировки ничтожной детали своего тела. Подросток шести лет уже понимает абсурдность действий животного и с высоты своего интеллектуального положения высмеивает глупую слониху.

Наивный характер детских шуток меняется по окончании начальной школы. По непонятным для психологов причинам, в четвертом и пятом классах мальчики и девочки смеются по-разному. Десятилетние ученики уважают остроты, прямо связанные с физической силой и сексуальностью объекта. Их ровесницы предпочитают концептуальные шутки. Девочки высмеивают ухажеров своих подруг и подражают роковым женщинам из мыльных опер. В этом возрасте смех работает критерием социальной классификации: характер реакции на определенные шутки становится знаком принадлежности к той или иной группе.

Несмотря на естественные различия, мальчики и девочки используют чувство юмора для достижения одних и тех же целей. Для всех подростков смех является обходным путем в решении основных проблем их этапа развития. Если подросток смеется над проституцией и абортами, то совсем необязательно он придет к прямому осуждению этих явлений. Однако смех дает взрослеющему человеку возможность  «примерить» различные культурные нормы и социальные образцы поведения. В конце концов, если они ему «не подойдут», всегда можно сказать « Я просто пошутил».

Дети смеются с удовольствием

Детское чувство юмора.jpg

Детское чувство юмора.jpg

Ученые выяснили, что отделы взрослого мозга, отвечающие за юмор, уже работают у 6-летних детей. С возрастом структура этих подразделений усложняется. «Наши открытия подтверждают тезис о том, что детский мозг уже умеет шутить в ответ на внешние воздействия. Однако эти навыки находятся в зачаточном состоянии», – рассказывает профессор психиатрии в Стэнфордском университете доктор медицины Аллан Рейсс (Allan Reiss) в пресс-релизе к новому исследованию. В этой работе ученые пытались лучше понять, каким образом смех обеспечивает детям развитие и внутренний комфорт.

«Юмор очень важный компонент душевного здоровья», – считает доктор Рейсс. «В частности, я думаю, что чувство юмора помогает детям преодолеть очень трудный для них подростковый период»

Детский мозг наслаждается смехом. Американские нейропсихологи опубликовали результаты исследования, в котором детям от 6 до 12 лет проводили сканирование мозга во время просмотра коротких видеоклипов. Предварительно  ролики были классифицированы исследователями как смешные, позитивные и нейтральные. Смешное видео активировало в мозгу детей те же самые зоны, что и у взрослых людей. Например, оно возбудило участки мозга, настроенные на удивление. Позитивное кино детский мозг признал приятным, но не забавным. А нейтральные сюжеты оставили все эти площадки сознания в покое.

Как и у взрослых, при просмотре забавного сюжета, в детском сознании активируются катализаторы удовольствия. Но с возрастом эта активация замедляется. Ученые полагают, что с годами усложняется соответствующие структуры мозга. И не исключают, что в голове ребенка зоны удовольствия более восприимчивы к смешным раздражителям, чем у взрослых.

1 из 3

ПредыдущаяНаходите любые поводы для смеха