Как научиться находить время
Как научиться находить время
Почему мы способны управлять своим временем в кризисных ситуациях, но не в обычные дни? Тому виной триада всеохватывающих «супер-ловушек», которые порождают все остальные ловушки времени. Они таковы:
• необходимость отвлекаться
• чрезмерные ожидания
• необоснованная срочность
Как необходимость отвлекаться лишает нас времени
Давайте поразмышляем о вашей сегодняшней ситуации в жизни, особенно о ее влиянии на время. Если вы не отличаетесь от большинства людей, то ваш дом, машина и офис начинены современными устройствами и источниками информации. В любой момент вы можете быть в курсе всех мировых новостей, быстро реагируя на любую возникающую проблему или возможность. Но должны ли?
Насколько важно быть на связи?
Наши предки не были знакомы с высокоскоростными устройствами и не находились на связи 24 часа в сутки. Как же им удавалось исследовать, изобретать и осуществлять столько чудес – от пещерной живописи до соборов, от создания империй до электроэнергетики, от железных дорог до радия, от мытья золота до трепанации черепа? И делали они все это при свете солнца или свечи в «доисторические времена без ноутбуков». Разве они были смекалистее и сообразительнее нас? Разве они были сильнее и умнее? Или они находились в блаженном неведении относительно первой большой ловушки – необходимости отвлекаться?
Многозадачность – экономия или потеря времени?
Взгляните на вашу сегодняшнюю ситуацию. Все и повсюду стараются убедить работающих людей в том, что многозадачность – их постоянная обязанность. Вы видели, как такие водители едут на работу по соседней полосе. Если для экономии времени они находятся в режиме многозадачности, то используют навигаторы и уведомления по радиосвязи, чтобы обеспечить себе возможность в последний миг сделать рывок по диагонали и уйти на ближайший съезд. Они могут пытаться сэкономить еще больше времени, когда набирают текстовое сообщение или перезванивают, при этом попивая кофе и съезжая с дороги на скорости 120 км/ч. Окупится ли время, сэкономленное благодаря пребыванию в многозадачном режиме? Или оно испарится во всполохе искр, когда другой такой же занятой водитель вдруг столкнется с ними? «Куда они так торопились?» – удивленно подумаете вы, качая головой и плавно проезжая мимо.
Все больше и больше исследований оспаривают идею о том, что многозадачность экономит время. Мозг человека на самом деле не может одновременно обрабатывать две противоположные мысли без потери качества обеих. Наоборот, мы лучше справляемся, занимаясь умственными заданиями по отдельности и в порядке их следования. Наглядные напоминания помогут нам улучшить производительность и не отвлекаться. И потренировавшись, мы сможем ускорить переход от одного задания к другому. Но даже в этом случае легко утратить концентрацию.
Удержание концентрации
Вероятно, вы замечали, что большинство ошибок при выполнении задания совершаются в последние мгновения, когда ваш мозг уже переключился – прежде, чем пальцы допечатали текст или молоток ударил по последнему гвоздю. «Ой!» Если нам удастся сосредоточиться на первой мысли, быстро завершить ее и перейти к следующей, то мы сможем извлечь из этого некоторую пользу. Если мы составим список предстоящих дел, написав его от руки или набрав на компьютере, и всегда будем хранить его перед глазами, то при условии нашей готовности разовьем большую скорость. А пока для эффективной экономии времени стоит применять всю силу концентрации в отношении каждого задания и не распылять внимание.
Ваш выбор, ваша сосредоточенность, ваше время
Ваша задача в обретении лучшей способности управлять временем состоит в том, чтобы в конце любого трудного дня задавать себе вопросы, перечисленные ниже.
– Сколько минут или часов я смог не отвлекаться?
– Как часто я настаивал на том, что важность превыше срочности?
– Что в моей работе принесло пользу тем, для кого я работаю?
– Удалось ли мне договориться о том, чтобы ожидания были реалистичными (количество, качество и время), и тем самым определить важность каких-либо дел?
– Сколько из сегодняшних решений соответствовали моим нравственным принципам?
– Усердно ли я работал, достиг ли множества целей и хорошо ли при этом провел время?
Много требований, мало исходных данных
Когда слишком много требований соревнуются за слишком небольшое количество времени, сотрудники естественным образом чувствуют, что надежнее будет вернуться к знакомым, хотя едва ли правильным методам. Новые привычки так и не укоренились. У вас тоже есть большой выбор. Полки книжных магазинов забиты простыми и вычурными ежедневниками и карманными органайзерами. Разработчики программного обеспечения предлагают вам замечательные приложения для того, чтобы по вашему распоряжению записи о собраниях и встречах, а также списки текущих дел и проектов были автоматически объединены с потоком электронной почты. Но при наличии всех этих поразительных инструментов люди по-прежнему говорят: «Времени всегда не хватает».
Пришло ли время для индивидуальных решений? Необходимо иметь свой набор критериев – хорошо спланированную систему, позволяющую справиться с беспорядком и готовую в любой миг дать вам необходимую информацию. Вам понадобятся строгие правила отбора, разработанные специально для ваших нужд. Вы можете воскликнуть: «У кого же есть время на обдумывание лучших критериев? Каждый час у меня множество дел!»
Нагрузка задерживает планирование. Вы правы. Для приведения личной информационной системы в порядок нужно заняться планированием и принятием решений. На это требуется время, потому что никто не сделает это за вас. Но вы не одиноки, если находите такую перспективу пугающей, а другие дела – более срочными. Имеют ли к вам отношение следующие сценарии?
– Вы расстраиваетесь, если важные дела не закончены в срок, но при этом слишком утомлены, чтобы начинать поиск недостающих данных.
– Посмотрев на часы, вы с ужасом думаете, что уже пять вечера; занимаясь делами других, вы так и не приступили к своей работе!
– Когда возникают такие проекты, как годовые отчеты, которые приходится делать в цейтноте, вы скрепя сердце готовитесь к работе по вечерам и в выходные и, достигнув финишной прямой, боитесь, что ваши поспешные заключения окажутся неверными.
– При всей загруженности вы соглашаетесь на новое крупное задание, потому что не отваживаетесь делегировать его подчиненному, у которого больше времени, но меньше опыта, чем у вас.
Даже если вы, как профессионал, серьезно относитесь ко времени (составляете список приоритетов и очень стараетесь его придерживаться), вас все равно могут отвлечь две мощные привычки, которые чаще причисляют к добродетелям, – отзывчивость и неупорядоченность. Обе порождены знакомой нам большой ошибкой – чрезмерными ожиданиями.
Не спешите отвечать. Найдите свою золотую середину. Сопротивляясь стремлению решать проблемы взрослых людей, вы даете им шанс выпутаться самостоятельно, ослабляете их желание получать дешевую помощь и позволяете им приложить собственные усилия. Особенно в отношении ваших опытных подчиненных: ваша привычка считать до десяти может очень способствовать их развитию.
Защищаясь, вы присоединяетесь к хору настойчивых голосов: «Я не контролирую подобные перерывы в работе. Эти люди звонят мне или приходят за помощью и руководством. Если я старший сотрудник (или эксперт в предметной области), то разбираться с этими вопросами – моя работа!» Может быть… но стоит ли заниматься ею прямо сейчас? Сократите неупорядоченность, ворующую лучшее время дня. Чтобы приступить к избавлению от неупорядоченности, поразмышляйте над простым парадоксом: производительность страдает не от перерывов, а от их неупорядоченности.
Да, вы признаете, что сотрудникам необходимо избавиться от того, что у них на уме, и делают они это, прерывая вас в произвольном порядке. Но если вы начнете устраивать в течение дня небольшие промежутки «времени без перерывов», то лучше сосредоточиться на собственных приоритетах, оставаясь доступным и готовым помогать не всегда, но бо'льшую часть времени. Помните: делая выбор в пользу ответа на звонок или приветствия посетителя, вы подаете сигнал о том, что:
– данный момент – единственно подходящее время, чтобы разобраться с той или иной задачей;
– проявить дружелюбие (прямо сейчас) важнее, чем завершить первоочередное дело;
– это ваш последний шанс проявить дружелюбие;
– возможно, это «тот исполненный смысла вопрос», ради которого вы родились;
– вы боитесь остаться не у дел;
– вас можно спокойно прерывать, когда захочется.
Используйте наглядные материалы – перевооружайте свое мышление
В начале дня набросайте на стикере «большую тройку» заданий на сегодня. Вам предстоит выполнить их независимо от количества других дел, которые удастся сделать. Только после этого открывайте почту, чтобы посмотреть, что еще появляется. Используйте такое наглядное напоминание о приоритетах, чтобы извлечь пользу из естественных преимуществ нашего зрения. (Некоторые сотрудники предпочитают составлять план «большой тройки» заданий накануне вечером, и это становится их последним делом перед уходом из офиса.)
Если вам необходимо ввести новую модель поведения или сломать старую привычку, оповещайте себя об этом с помощью визуальной подсказки, понятной только вам, – записки, ключевого слова, цвета, необычного объекта, намеренно оставленного на самом виду. Стикер на мониторе напомнит вам о повторении и закреплении новой привычки или применении новых границ. Используйте цветную точку, галочку или фишку для игры в покер – все, что непонятно остальным, но ясно вам. Это вновь и вновь будет вести вас от старого поведения к новому.
В конце дня подведите итоги: как быстро вы смогли реализовать задуманное и что вам мешало? Смогли ли вы добиться поставленной цели? Оцените результаты.
_ При написании статьи использованы материалы книги «Ловушка времени», Алек Маккензи и Пэт Никерсон. Издательство «Манн, Иванов и Фербер». _