Как научить детей справляться с неудачами
Как научить детей справляться с неудачами
Назло неудачам, назло заварухам, чтоб ни было с Вами – не падайте духом... Бывает, что носом, коленками, брюхом, что ж, падайте всем, но не падайте духом!» – эти слова могли бы стать эпиграфом к статье, если бы речь в ней шла о взрослых. Но это то, чему родители должны научить своих детей.
Наблюдение – лучший способ узнать своего ребенка
Мы очень часто не осознаем, что наш малыш такой же человек, только с совсем крошечным жизненным опытом. Как мы можем его чему-то научить, если не будем знать о нем все: о его интересах, о его «умениях», о его реакциях в различных ситуациях?! А как узнать? Ведь он еще едва говорит, и никак не сможет донести до вас свое состояние или настроение. Единственный способ это сделать – наблюдать за своим ребенком. Не пренебрегайте любой возможностью – дома, на прогулке, в компании сверстников.
Детская площадка – это одно из самых удачных мест, где мама может наблюдать за своим ребенком. Здесь она не занята уборкой, готовкой, чем-то еще. Именно здесь можно узнать, как ребенок общается с другими детьми, что он умеет, как справляется с неудачами или совсем с ними не справляется. А самое главное – увидеть, как он реагирует на то, что у него что-то не получается. Капризничает, сердится, бросает начатое, не закончив, или терпеливо начинает все сначала? Наблюдая, делайте выводы и учите ребенка, подсказывайте ему и направляйте.
Часто бывает, что с рождением ребенка родители начинают «придумывать» для него жизнь, пытаться воплотить в нем свои несбывшиеся ожидания и надежды. И начинают его под эти самые ожидания «выстраивать», забывая, что родился другой, самостоятельный человечек, личность, которая может очень сильно отличаться в своих стремлениях, увлечениях и интересах от тех «надежд», которые возлагают на него родители.
Расставьте приоритеты – что для вас важно, чтобы ребенок любой ценой научился чему-то, что для него не очень интересно, зато очень тешит ваше самолюбие, или чтобы он делал успехи в том, что интересует его самого? Чтобы он оправдывал только ваши ожидания? Таким образом, вы можете сами обречь его на неудачи. Лучше радоваться его успехам, чем пилить за «недостаточное усердие».
Не надо предлагать ребенку занятия и ставить перед ним задачи, которые он еще не в состоянии решить в силу своего возраста, недостатка умений и навыка. Неудача, которую он может потерпеть, ваши завышенные требования могут навсегда сформировать в нем непоправимые комплексы. Оценивайте его реальные возможности и помогайте ему развиваться и совершенствоваться. Учите его прилагать усилия и дайте понять, что само ничего не приходит, что надо трудиться. Но при этом ребенок должен чувствовать психологический комфорт, а не ваше разочарование, если у него что-то не получается.
Все дети разные и их развитие идет разными темпами. В четыре года не могут все поголовно владеть одними и теми навыками и знаниями. Конечно, существуют определенные критерии (объективные) развития ребенка в определенном возрасте. Но они весьма приблизительны и не должны быть обязательными для каждого ребенка, а уж тем более для родителей.
Дети инстинктивно отвергают сравнение их с кем-то. «Посмотри на Васю, у него одни пятерки, а ты из троек не вылезаешь!» – раздраженно выговаривает мама своему восьмилетнему сыну. Это не самый лучший стимул для ребенка исправить оценки. Может быть лучше сказать: «А давай попробуем подтянуть арифметику до пятерки? Я тебе помогу, и ты увидишь, что это не так уж и сложно!» А вот потом уже можно и сравнивать, но не с Васей, а его с самим собой – посмотри, какого успеха ты добился по сравнению с прошлой четвертью! Ни одной тройки! Молодец! Вот это будет стимул и урок по преодолению трудностей.
Помните, в советские времена были дома пионеров и там – масса всяких кружков и студий? Дочь моей приятельницы начала посещать один из них – танцевальный – еще в подготовительной группе детского сада. Там она увидела простор для творчества – кружок мягкой игрушки, рисования, швейная студия и т.п. И последовательно, один за другим, в течение нескольких лет прошла их все. Бросала она каждый раз очередной кружок только тогда, когда полностью осваивала мастерство, которому ее учили. Ей просто становилось скучно, и она отправлялась дальше. Папа этой девочки ворчал: ну вот, скачет как стрекоза, ничего до конца не доводит, никакого постоянства. А мама приветствовала такое разнообразие. Сейчас из этой девочки выросла вполне успешная состоявшаяся женщина.
В той же семье (просто удивительно!) был младший ребенок, до такой степени неуверенный в себе, что просто безумно боялся любого дела, любого начинания из-за твердого убеждения, что у него ничего не получится. Надо ли говорить, что это наложило отпечаток на все его будущее, вплоть до отсутствия образования и интересной работы?
Этот пример достаточно ярко иллюстрирует, насколько много значит еще и личность самого ребенка, его неверие в собственные силы, даже, несмотря на усилия родителей и положительный пример сестры. Поэтому в каких-то ситуациях надо избегать уравнивания требований к таким разным детям, иначе есть риск «потерять» ребенка.
Еще одна ошибка любящих родителей – внушать ребенку, что он все делает лучше всех и вообще он самый лучший. Возможно, им кажется, что хваля ребенка и восхищаясь им, они, таким образом, придают ему уверенности в себе. На самом деле они культивируют в ребенке перфекционизм. Но жизнь-то непременно это поправит и может сделать это весьма болезненно. Формируя в ребенке завышенную самооценку, родители обрекают его на разочарование, которое неизбежно наступит, когда он окажется в коллективе. Ведь не все его будут воспринимать, как они. И когда он будет терпеть неудачу (а будет обязательно, как без этого?), ему будет гораздо сложнее справиться с ней.
Неудачи случаются в жизни у каждого. Но не надо недооценивать переживания ребенка по этому поводу. Не закрепляйте в нем отрицательную реакцию – злость, раздражение, капризы. Не надо любым способом пытаться успокоить ребенка или ругать его за неудачу. Это не конструктивная реакция. Впоследствии дети начнут просто бояться вашего гнева, будут скрывать от вас свои неудачи вместо того, чтобы попросить о помощи.
Будьте внимательны к своему ребенку, тогда вы заметите, что у него какие-то проблемы. А заметив, постарайтесь уговорить его поделиться с вами. Разговаривайте с ребенком, приводите примеры из своего опыта преодоления неудач, объясняйте, что не всегда все получается в первого раза. Выберите варианты решения проблемы, например, начать сначала, но с менее сложного или приложить больше усилий, или попросить помощи или совета. Но, ни в коем случае не бросать начатое дело! Очень важно научить его доводить все до конца, невзирая на неудачи.
Учите ребенка анализировать ситуацию. Что он сделал не так и как это можно поправить. Пусть для него это будет опыт, а не вопросы «почему так вышло» и «кто в этом виноват». Научите ребенка не зацикливаться на проблеме, а ориентироваться на ее решение и результат.
Позвольте ребенку самому решать посильные для него проблемы. Он должен знать, что в будущем ему никто в этом не поможет, что есть ситуации, с которыми ему придется справляться только самому. Разрешите ребенку спорить с вами, предлагать свои решения проблемы, дайте ему возможность воплотить это решение в жизнь и проанализируйте с ним результат. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
Очень часто можно слышать от родителей такую фразу: «Надо учиться на чужих ошибках!». Но ребенку нужен его собственный опыт, который впоследствии поможет ему выходить из сложных ситуаций, поэтому нельзя полностью ограждать его от неприятностей. Да, конечно, родители должны многому научить ребенка, но при этом дать возможность самому исправлять свои ошибки и учиться на них. Только сам, стукнувшись лбом, ты можешь понять, что это больно. Самое главное, любите своих детей и учите их любить! Только позитивный настрой поможет им справиться в жизни с любой неудачей.