Опубликовано 01 июня 2017, 11:30

Как мошенники в соцсетях выманивают деньги у детей: 3 реальные истории

Родители рассказали «Летидору», как их дети попались на крючок мошенников из соцсетей и лишились своих карманных денег. Эксперт комментирует ситуации.
Как мошенники в соцсетях выманивают деньги у детей: 3 реальные истории

Алексей Оськин, руководитель отдела технического маркетинга ESET , дает советы, как научить ребенка отличать обман от правды.

Чем дети в вашей семье займутся на каникулах? Отправите к бабушке без права доступа в Интернет или все же оставите чаду мобильный телефон с подключенным выходом в Сеть? Вне зависимости от принятого решения, учтите, что роль Интернета и соцсетей в жизни детей сегодня крайне велика. Чем, к сожалению, и пользуются некоторые сограждане, не обремененные моральными устоями.

История 1:

«Деть мой человеколюбивый обеднел на тысячу. Сидел "ВКонтакте", а в личку постучался знакомый парень, с которым он в футбол по выходным играет. Пишет: в инфекционке лежу, а на планшете Интернет сейчас отключится, пополни счет, пожалуйста. Мой — к терминалу, возвращается, а аккаунт друга уже заблокирован из-за подозрительной активности. Но и денег больше нет, а чек выкинул».

Учетная запись друга была взломана. Это распространенный способ мошенничества в соцсетях или скайпе.

Объясните ребенку, как действовать в такой ситуации:

• позвонить другу и спросить, действительно ли нужна помощь;

• задать вопрос, ответ на который знает минимум людей (кто разбил окно в кабинете географии?);

• на всякий случай сделать скриншот переписки;

• если речь идет о материальной помощи, не помешает посоветоваться с родителями.

Если мошенники взломали аккаунт вашего ребенка, порядок действий следующий:

• сменить пароль от социальной сети (хороший пароль содержит не меньше восьми знаков, включая заглавные и строчные буквы, цифры, специальные знаки);

• если сохранилась история переписки после взлома, надо предупредить друзей, чтобы не переводили деньги мошеннику, и написать предупреждение в статусе;

• по возможности надо привязать страницу соцсети к номеру мобильного телефона (двухфакторная аутентификация);

• если ребенок пользуется смартфоном или планшетом на Android, установите на устройство мобильный антивирус с функцией «Антифишинг». Это поможет защитить логины и пароли от ввода на поддельных (фишинговых) сайтах, копирующих настоящие (Vk0ntakte.ru и прочие).

Как мошенники в соцсетях выманивают деньги у детей: 3 реальные истории

История 2:

«Дочь искала подработку на лето — и смотрите, какую махинацию нашла. Предлагают набирать текст на дому. Присылают по электронке образец — моей скинули скан листа с научной работой. Надо набрать в ворде и отправить обратно. Дальше самое интересное — в ответ приходит письмо: «Чтобы продолжить сотрудничество, зарегистрируйтесь в системе платежей. К сожалению, регистрация платная, ее стоимость — 200 рублей. Это залоговый платеж, мы были вынуждены его ввести, чтобы защитить компанию от недобросовестных сотрудников. После первого выполненного заказа мы вернем средства в полном объеме». Нормально, да? Понятно, что мы никому ничего не платили. Просто предупредите детей-подростков, чтобы те были бдительны».

Афера стара, как мир. Но, судя по всему, еще эффективна. После отправки «залогового платежа» жертва не увидит ни денег, ни заказов.

Совет один: никогда не переводить деньги незнакомым людям!

История 3:

«А еще у кого-нибудь дети покупали New Balance со скидкой в соцсетях? Или это только моя такая наивная? Рассказываю грустную историю: дочь нашла группу с кроссовками по 2000 рублей, милый продавец, пишет, что дешево, потому что партию не взяли в официальный магазин из-за какой-то ошибки в документах (это как вообще?!). Предоплата через "Киви", на следующий день придет курьер. Понятно, что ни курьера, ни кроссовок — только слезы. Связь с продавцами только через сообщения, а они не отвечают больше».

Мошенников, которые работают по предоплате, в Интернете великое множество. Советы довольно простые:

• слишком низкая цена — повод задуматься о целесообразности покупки (помните про бесплатный сыр и мышеловку?);

• покупая товар в Интернете, изучите сайт онлайн-магазина. Там в обязательном порядке должна присутствовать контактная информация (включая офлайн-адрес), данные о регистрации компании;

• если речь идет о товаре известного бренда, проверьте список лицензированных ритейлеров на сайте производителя и выберите для покупки «белый» магазин — вы же не хотите купить подделку по цене оригинала?

• проверьте отзывы пользователей об интернет-магазине на сторонних площадках.

Если ребенок увлекся онлайн-шопингом, на ваш взгляд, преждевременно, есть два пути решения проблемы:

1. Правильные установки относительно семейного и личного бюджета, экономии и целесообразности покупок.

2. Меры технического характера: блокировка отдельных сайтов или категории «Покупки» в антивирусных продуктах.

Польза Интернета в нынешнее время даже не обсуждается. «Запретить все» — не наш метод. Просто позаботьтесь заранее о том, чтобы ребенок был предупрежден о возможных опасностях и подводных камнях, и защитите компьютеры и мобильные устройства современным антивирусным ПО с «родительским контролем».

Фото: Shutterstock