Как говорить с детьми о сложном
Как говорить с детьми о сложном
Первые, к кому идут дети, когда в их голове рождается важный вопрос – это мама и папа. С одной стороны, это прекрасно, ведь именно вы можете объяснить ребенку суть волнующих его вещей и опередить появление недостоверной информации из других источников. С другой стороны, говорить о серьезном – большая ответственность: нужно быть честным, но не испугать правдой, постараться не наговорить лишнего, не увиливать и не смущаться. А как не смущаться, если для некоторых ответов трудно подобрать слова, особенно если в собственной семье никто не говорил с вами о сексе, смерти, боге, любви. Знания по крупицам приходили сами: от сверстников, из книг, журналов и телевизора, иногда от учителей. И вот вы думаете, что время трудных вопросов еще впереди, ведь у вас совсем маленький ребенок. А он вдруг подходит и спрашивает:
– Как я родился?
– Почему умерла кошка, которую мы видели на дороге?
– А Машины родители будут снова жить вместе?
Хорошо, если ответы на эти и другие важные вопросы дети узнают не из энциклопедий и не от друзей, а из первых уст. От того, сумеют ли родители донести до детей понятные объяснения или отмахнутся: «Поговорим об этом потом», «Вырастешь – узнаешь», зависит, захотят ли они доверять свои переживания в будущем.
Непростые вопросы часто бывают следствием недавно произошедших событий, и в ответах ребенок нуждается еще и потому, что многое воспринимает буквально, примеряя увиденное или услышанное на себя. Впервые встретив человека в инвалидном кресле, малыш спрашивает: «А если у меня заболит нога, ее отрежут?» Выслушав рассказ стюардессы о правилах аварийной посадки, начинает волноваться: «Наш самолет упадет?» Если лаконично ответить «Не упадет», страх так и останется с ребенком. Но если взять его за руку и максимально спокойным голосом сказать «Самолет – это очень надежная машина. Мы летали много раз, и все было в порядке», то можно снизить градус волнения.
Помните о возрасте. Даже ратуя за максимально близкие к реальности толкования вещей, держите в голове возраст ребенка. Трехлетний малыш, который интересуется, откуда он взялся, не нуждается в терминах про яйцеклетку и сперматозоиды, для него это ничего не значащие слова. На данном этапе объяснение «ты рос у мамы в животе 9 месяцев, а потом родился» будет достаточным. Как правило, до определенного возраста ребенок не задает дальнейших вопросов, потому что нуждается не в подробностях, а в кратком, понятном ответе. Поэтому постарайтесь использовать простые слова и конструкции, которые малышу будет легко уяснить сейчас. А через год-другой, когда он заинтересуется, как именно он родился, вы сможете подобрать новые понятные слова и ответить честно, в зависимости от того, родился ребенок естественным путем или с помощью кесарева сечения.
О некоторых вещах лучше подумать заранее. Иногда серьезные темы необходимо затрагивать раньше, чем с ними может столкнуться ребенок. Если к школьнику подойдет некто с предложением попробовать необычную таблетку, а ребенок ничего не будет знать о разрушительной силе наркотиков, последствия этого незнания могут быть серьезными. Если в вашей среде, в основном, живут люди одной расы, и вдруг в группе детского сада появится темнокожий малыш, у детей может случиться ступор. Хорошо, если воспитатель будет знать о приходе нового ребенка и сможет заранее рассказать детям о том, что у людей бывает разный цвет кожи. Но, поскольку встречи с представителями различных культур и национальностей могут произойти в любой момент, лучше как можно раньше начать рассказывать детям о том, сколько интересных и разных людей живет на планете. Обсуждать подобные темы вы можете во время чтения, путешествий или делясь случаями из собственного опыта. С этой же целью, предотвращая будущее столкновение ребенка с правдой жизни, с малого возраста лучше называть вещи своими именами – это касается и частей тела, и объяснений по поводу состояния человека или животных, когда, смягчая болезненную ситуацию, детям говорят, что их умерший хомячок надолго «уснул», а они потом начинают бояться засыпать.
Вы можете взять время подумать. Если стоя в очереди на кассе ребенок задал вопрос о том, почему умирает человек, и вы не готовы отвечать в спешке, скажите, что вам неудобно говорить, пока вы расплачиваетесь и упаковываете продукты, но что его вопрос очень важен и дома вы обещаете на него ответить. А до возвращения домой постарайтесь преодолеть волнение и выстроить в голове нить предстоящей беседы. С маленькими детьми важна честность и краткость, их больше интересует физиологическая сторона вопроса, поэтому можно объяснить, что у человека перестают работать жизненно важные органы, например, сердце. С большими детьми кроме честности нужна и обстоятельность. С физиологией они уже знакомы, а теперь их интересует вопрос «Что происходит дальше?» И здесь родители будут отвечать в зависимости от того, во что верят сами.
Если у вас разновозрастные дети, лучше говорить с ними на одну и ту же тему отдельно. В силу возрастной разницы младшему ребенку может быть сложнее понять то, что без труда воспримет старший, даже если волнительная ситуация произошла на глазах у обоих. Также в процессе разговора важна обратная связь между взрослым и ребенком, его встречные вопросы, и хорошо, если в доверительный момент брат или сестра не будут перебивать малыша, и он сможет узнать все, что его интересует, без стеснения и помех.
Отвечайте только на заданные вопросы. В магазине игрушек, заметив, что рядом семья выбирает большой и дорогой кукольный дом, дочь может внезапно спросить: «Почему вы не купите мне такой же домик? Мы бедные?» Не паникуйте и не произносите длинную речь о благосостоянии вашей семьи, просто спокойно скажите: «Есть вещи, которые можно покупать часто, а такие дорогие игрушки мы готовы покупать только по праздникам, например, на Новый год». Обычно ребенок довольствуется кратким объяснением и может переключиться на другое дело, как только получит конкретный ответ на вопрос.
Будьте аккуратны с чувствительными детьми. Задавая вопросы, ранимые и восприимчивые дети хотят развеять сомнения, которые их тревожат. И, разговаривая с ними, нужно особенно тщательно подбирать слова. Лучший способ снять волнение чувствительного ребенка – спокойствие его родителей. Если ребенок беспокоится о здоровье бабушки, которую он теперь редко видит, будьте осторожны с оптимистичными уверениями и расскажите, что бабушка сейчас не очень хорошо себя чувствует, но принимает лекарства и слушает врачей, а вы будете заботиться о ней и помогать.
Пусть между вами не будет запретных тем. Будьте открыты любым разговорам, побуждайте детей задавать вопросы и выдерживайте напор бесконечных «почему», чтобы у детей была уверенность: со всеми проблемами они могут обратиться к вам. Большинство взрослых, которые не стесняются говорить о сексе, рассказывают, что в их собственной семье тема интимных отношений не была табуирована, никто не прогонял детей от телевизора во время сцен с объятиями и поцелуями, и сами родители целовали друг друга при детях. Разговор о том, что секс происходит между двумя любящими взрослыми, когда они хотят быть очень близки друг другу, может дать ребенку понять, что у родителей есть личное время и время закрытых дверей в их спальню. А по мере роста ребенка и приближения его к пубертатному возрасту вы сможете безболезненно затрагивать вопросы предохранения, если перед этим у вас уже будет иметься опыт бесед на тему интимных отношений.
Не существует абсолютно правильных, однозначных ответов на сложные детские вопросы. Но важна готовность взрослых к разговору, и часто сами родители должны почувствовать момент, когда дети нуждаются в диалоге. Перехватить взгляд ребенка, застывшего при виде человека без руки, и рассказать об особенностях, с которыми некоторые люди рождаются или получают их в результате несчастных случаев. Отправиться в гости к друзьям, у которых недавно родился малыш, и воспользоваться этим радостным событием как отправной точкой к тому, чтобы разъяснить своему ребенку, как в семье появился младенец.
Важно, чтобы во время разговора ребенок, с одной стороны, понял родительскую позицию, ведь мама и папа для него авторитеты, и он смотрит на мир через призму их реакций. Но также необходимо дать возможность для размышлений, чтобы ребенок мог понять, как он сам относится к услышанному. Поэтому взрослые могут смело спрашивать: «А что ты об этом думаешь?» Этот вопрос может стать ключом к началу нового разговора, во время которого ребенок расскажет о своих чувствах и переживаниях. Ведь одна из главных причин, по которой дети заводят разговор на сложную тему – это потребность поделиться волнениями и успокоить сомнения, которые их тревожат.