Илья Бутман: "Юмор нужен для самосохранения"
Илья Бутман: "Юмор нужен для самосохранения"
"Дети - это радость!" - так часто говорят взрослые. Но, почему-то они тут же забывают об этом при воспитании крохи. И тогда вместо радости дети видят сердитых и озабоченных родителей. В таких семьях маленькие гении постепенно "скисают" и превращаются в меланхоликов, перестают шутить, дурачиться и изобретать новые смешные слова. А между тем, именно юмор отличает человека от животных. Ученые доказали, что смех является прекрасным имунномодулятором, служит профилактикой детских неврозов. Получается, что прерванное в детстве желание дурачиться зачастую приводит к серьезным последствиям. Только подумайте, скольких несчастий и катастроф удалось бы избежать, если бы виновники этих несчастий в детстве не затаивали обиды и злобы на весь мир!
Но как ребенку отстоять свое право "подурачиться"? Илья Бутман - популярный детский писатель, бывший редактор детских журналов "Баламут", "Буратино" и "Автобус", член союза литераторов Санкт-Петербурга, автор 5 детей и 6 внуков, рассказал "Летидору", чем отличаются детский юмор от взрослого, почему так важно дурачиться вместе с детьми, зачем в сказках встречаются "страшилки", а также прочитал свои лучшие рассказы.
_ "Шкатулка" _
Уходя утром на работу, мама сказала Ире:
— Доченька, видишь эту шкатулку? Так вот, ни за что её не открывай. Ни за злато, ни за серебро, ни за «Орбит» без сахара. Какие бы яства тебе не предлагали, какие бы богатства ни сулили, всё равно не открывай.
Как только мама ушла, девочка тут же бросилась к шкатулке. Она подняла крышку, но ничего интересного там не обнаружила. Только на самом дне лежала записка: «Ирочка, не забудь вынести ведро и сходить за хлебом».
-
Для кого ваши рассказы : для взрослых или для детей?
-
Вообще-то, я с детства (со своего детства) очень любил детей! Бывало, я просто замирал, когда выходил из дома, видел ребенка, не мог отвести взгляд, - тогда сестра одергивала меня за руку. Я всегда болезненно воспринимал любую обиду, которую наносят детям.
Когда у меня родился первый сын, я рассказывал ему сказки "от фонаря", что-то придумывал на ходу. Тогда я еще писал рассказы для взрослых, которые пользовались популярностью. Помню, я оказался в редакции одной газеты, и журналист, глядя на меня, тогда сказал: "Мы, конечно, будем печатать ваш юмор, но у меня такое впечатление, что вы должны писать детские вещи". Затем журналист стал просто требовать их от меня, звонил мне по телефону, и я стал туда относить свои "детские вещи". Меня самого это захватывало, я стал писать не только сказки, рассказы, но и повести. С тех пор стал выступать перед детьми много.
- Так в чем отличие детского юмора от взрослого?
- Если дети смеются, то я уверен, что им действительно смешно. Дети непосредственны, а вот интеллигентные дяди и тети могут что-то из себя изображать, в отличие от маленьких разбойников. Поэтому реакция детей не только подогревает мои выступления, но и помогает мне делать выводы. Например, что дети больше любят "юмор ситуаций", юмор положений и каламбуры.
Еще, по моим наблюдениям, остроумных людей среди взрослых меньше, чем среди детей. У взрослых уже выработаны вкусы, нужно это перебирать и много думать, с чем перед ними выступать. А дети - они все одинаково веселые!
- Считается, что любимая в детстве сказка часто становится сценарием дальнейшей жизни. Какую сказку больше всего любили вы?
- Мне так много читали в детстве, и я сам много читал, что не могу выделить какое-то произведение. Однако, помню, мне в руки попались неадаптированные сказки Афанасьева, и они меня так испугали, что я на всю жизнь это запомнил!
- Возможно, страшные сказки являются некой "прививкой" от той жестокости, которая ожидает в дальнейшем?
- Категорически с вами согласен! Дело в том, что у меня самого много детских страшилок. Вот одна, например:
"Машина кукла" Однажды на шее у Маши появилась какая-то ранка. Сначала мама не обратила на это внимания. Но ранка с каждым днем становилась все больше, а сама Маша - все меньше. Потому что она стала вдруг резко худеть.. И тогда мама повела Машу к дяденьке врачу. Дяденька осмотрел Машу и сказал:
- Ничего страшного! Просто из девочки каждую ночь пьет кровь какой-то вампир. Как только вы с ним расправитесь, Машенька выздоровеет.
- Какой вампир!? - изумилась мама, - Нет у нас никаких вампиров! Мы втроем живем: я с мужем и Машенька. А гостей у нас не бывает - их угощать надо, а мы очень жадные.
- Значит, кто-то из вас с мужем - вампир. Пожалуйста, вот вам рецепты на осиновый кол и на серебряную пулю.
_Зайдя по дороге в аптеку, мама с Машей вернулись домой. К утру Машина ранка стала еще больше, а сама Маша стала еще меньше. Тогда мама поняла, что ее муж Богдан Никодимович - действительно вампир. И она застрелила его серебряной пулей, а тело оттащила пока в кладовку.
Но на утро ранка у Маши все равно увеличилась, а сама она так исхудала, что сквозь нее было видно даже противоположную стенку. И тогда мама с вечера забралась в шкаф, который стоял в Машиной комнате, но дверцу прикрыла не полностью, для наблюдения... Дождалась мама ночи и видит - Маша как всегда прижала к себе любимую куклу и уснула. А кукла, наоборот, сразу открыла глаза и главное - рот, и впилась зубами в Машину ранку. И тогда мама с криком "Ура!" и осиновым колом наперевес бросилась прямо из шкафа в атаку. И пробила колом куклину спину. _
Теперь бы жить да радоваться, но не тут-то было, ведь в кладовой валялся убитый муж Богдан Никодимович. Мама сделала скорбное лицо и пошла в кладовку к своему несправедливо застреленному мужу. А тот сидит и поглаживает свое немножко пораненное левое плечо. Обрадовалась мама и попросила у мужа прощения. Тот и простил. Понимал, что не из хулиганских побуждений действовала жена, а из любви к их дочери.
А Маша с тех пор перестала худеть, и на лице у нее снова появился здоровый румянец. Только одно плохо - больно уж Маша любила кукол. Без кукол она и спала плохо. И все уговаривала родителей купить новую. А мама с папой - ни в какую! Но уговорила их все-таки Маша. Купили родители куклу. Но на всякий случай, отнесли ее сначала к зубному врачу. Вдруг и у этой куклы зубы есть? Но врач их не нашел. А чтобы совсем успокоиться, мама первое время с этой куклой спала сама. А папа с Машей очень смеялись. И правильно делали. Ведь это действительно очень смешно, когда взрослая тетенька ложится спать, и кладет рядом с собой куклу!
- Как вы думаете, в каком возрасте у детей формируется чувство юмора?
- Во-первых, я убежден, что чувство юмора в какой-то степени наследственное. Во-вторых, развитие этого чувства зависит от родителей и от взрослых в целом, ведь дети - это самая бесправная часть общества. Родитель для них и судья, и прокурор, и даже, к сожалению, палач. Многое зависит от того, как ведут себя родители, как они разговаривают с детьми и над чем они сами смеются в присутствии детей. Угнетенным детям, которые находятся под суровой родительской пятой, не до чувства юмора. Если стервозная учительница портит ребенку жизнь, то позывы смеяться у ребенка пропадают. Такие дети становятся скучными.
- Как развивать ЧЮ у детей?
- Взрослые развиты под влиянием разных условностей, и чувство юмора у них развитое, и оно реагируют соответственно социальному окружению и т.д. А детское ЧЮ девственно, оно не испорчено временем, воспитанием, событиями. Его надо беречь именно таким!
_ "Лентяй" _
В одной деревне проживал очень ленивый человек. Он был настолько ленив, что каждое утро делал зарядку и обливался холодной водой, лишь бы не бегать потом к врачу и в аптеку. Чтобы не ходить за овощами на базар, этот человек по несколько часов в день работал на огороде.
- Какой лодырь, - возмущались соседи, - ему так лень было перейти дорогу, чтобы пригласить плотника, что он построил дом собственными руками.
Этот рассказ я писал для детей, но он и для взрослых. Рассказ о зависти человеческой, считаю зависть прародительницей всех недостатков. А детская зависть - она другая... Скажу кощунственную вещь - дети не всегда очень хорошие люди! Потому что плохие вещи свойственны всем людям, и у детей присутствуют и жестокость, и жадность и зависть. Причем часто плохие вещи проявляются в школе, выражаясь в столкновениях и других неприятностях. Вот почему никто не любит отличников? Ведь они же не крадут у тебя хорошие отметки, а зарабатывают их своим трудом. Так почему?
- ..потому что отличники указывают на твою неуспеваемость?
- Правильно, вот в этом и есть корень зависти, хорошие и успешные примеры вызывают возмущение! Нередко дети писали нам в редакцию письма, где рассказывали, что прочитали тот или иной рассказ, и теперь будут поступать таким образом. Многие ребята присылали продукты своего творчества, которые мы затем печатали в журнале.. Но бывало, что я получал письма, в которых дети выдавали за свои стихи Пушкина и других узнаваемых авторов, в том числе даже мои собственные. Почти половина писем содержала плагиат! Вот тут и обнаружился еще один распространенный детский недостаток.
Но иногда дети писали мне то, что не могли рассказать маме и папе. За это я все им прощал! Знаете, взрослый писатель всегда пишет по канонам, теряя при этом новизну. Но вот я любил публиковать детские рассказы, в которых существовал здоровый детский маразм! Когда дети пишут по-взрослому, они теряют сам аромат детства. А я вот люблю эту свежую детскую глупость! Одна девочка мне как-то написала: "Приезжайте к нам в город Владимир, мы будем Вас очень ждать. У меня есть 36 рублей, и я готова выслать их Вам на дорогу!" Это было так трогательно!
- Пожалуй, всем детям без исключения лучше всего удается изобретать новые слова. Одна 9-летняя девочка недавно на мой вопрос : "Ты наелась?", ответила: "Я не надоедаюсь!"
- Вот эта неопытность в языке и делает детские выражения просто чудом! Но как это развить в ребенке? Если родители замечают это, то дальше важно то, как они на это реагируют. Дальше, они либо радуются, либо исполняют функцию палача...
Знаю некоторых родителей, которые оберегают детский язык как заповедник. Конечно, научить ребенка правильно говорить необходимо, но и подстригать детскую "чудесатость" не стоит. Язык диктует мышлению, а мышление вырабатывает языковые нормы речи человека. Поэтому если поощрять словесные изобретения детей, свежесть и сочность детского языка, то в будущем это воспитает в детях нестандартность мышления.
- Что можете посоветовать родителям, чтобы еще больше вдохновляться творчеством малышей?
- Начать надо с того, чтобы записывать за детьми и пытаться самим рассказывать детям сказки собственного сочинения. Еще хорошо изобретать новые игры, например, со словами: пишется большое слово, и из него составляются маленькие слова. Очень удобно играть с детьми, особенно когда дети не знают много слов, и начинают соединять буквы, развивая свои речевые, литературные способности и фантазию. Когда в игре дети работают со словом, соединяют буквы, то это настоящая литературная игра! Играя с детьми и внуками в эту игру лично я впадаю в детство!.
- Уметь впадать в детство и радоваться как ребенок для большинства взрослых не так-то просто. Для чего вообще нам эта радость?
- Это глобальный вопрос. Классическая литература, религия, в основном учат нас страдать, говоря, что в страдании очищение души. Но родители и есть главные проводники этой идеи детям. При этом, часто люди не понимают, что чувство юмора нас спасает.
Семь лет назад я был у врача и узнал, что заболел раком. Мне дали от 2 до 6 месяцев. Первую минуту я был в ужасе, а потом почему-то развеселился. Не в полном смысле слова, конечно, но я не принял эту болезнь всерьез. Знакомые и родственники говорили, что я никогда столько не острил. Наверное, я перешел в другую плоскость. Когда я понял, что уныние побеждает человека, тогда во мне сработал защитный механизм в виде юмора. Я убежден, что именно то состояние и помогло тогда мне выжить.
С тех пор я уверен, что человеку необходимо иметь запас юмора просто для самосохранения!
_ Читайте также:
Ульяна Гукасова: "Женщина может всё"
Тигран Сааков: "Дети должны понять наш полет фантазии"
Анна Кашина: "Сказка может меняться, но она всегда нужна"
Екатерина Каширская: "Началось с игры в охоту на мамонта"_