Гипноз: включаем мозг, выключаем предрассудки

В одном из номеров журнала Clinical Psychiatric News директор детской консультативной службы Больничного центра Бельвью в Нью Йорке Ричард Оберфильд и Джессика Герсон, главный психолог этой службы, напоминают о том, что медикаментозные методы лечения различных состояний, связанных с тревогой и нарушением поведения у детей не являются единственным выходом из ситуации. Что еще? Гипноз.

В одном номере журнала Clinical Psychiatric News директор детской консультативной службы Больничного центра Бельвью в Нью Йорке Ричард Оберфильд и Джессика Герсон, главный психолог этой службы, напоминают о том, что медикаментозные методы лечения различных состояний, связанных с тревогой и нарушением поведения у детей не являются единственным выходом из ситуации. Что еще? Гипноз.

Но прежде чем говорить о том, как он применим к детям, начнем с того, что это вообще такое, как он работает и что вызывает. Гипноз - это техника, которая позволяет ввести человека в трансовое состояние. Последнее характеризуется измененным состоянием сознания, при котором возникают условия для иной работы мозга. Если в состоянии бодрствования мы концентрируемся на происходящем во вне, в период транса мы ориентированы на процессы, происходящие внутри нас.

Гипнотические мифы

В целом, у многих людей сложилось довольно отрицательное отношение к данной технике по нескольким причинам. В свое время гипноз превратился в эстрадное шоу, во время которого люди на сцене делали различные вещи, вызывающие смех в зале. Для начала всему залу давали простенький тест на внушаемость. Нужно было сцепить руки и, гипнотизер говорил, что теперь их нельзя расцепить. Человек 10-15 из большого зала обычно оказывались на сцене, так как действительно не могли этого сделать. Далее они участвовали в шоу и веселили публику. Были люди, которые отказывались идти на такие «культурные мероприятия» по причине того, что опасались быть загипнотизированными и затем высмеянными залом.

Мало кто задумывался над тем, что в любой момент внушаемые участники могли уйти со сцены после того, как гипнотизер освободил их руки от замка. Они оставались и проделывали все эти трюки под его руководством добровольно.

Другой отрицательный момент - это широко гуляющие в народе истории, как кто-то кого-то загипнотизировал и после этого ограбил или изнасиловал. В качестве грабителей и аферисток часто выступают цыганки, которые будто бы обладают особой силой в отношении наведения транса.

По этой причине, когда речь заходит о лечении при помощи гипноза, у некоторой части людей возникает отторжение. Мало того, что состояние транса кажется насильственным, но еще и возникают мысли, типа «вот пойдешь к гипнотизеру, а он тебе что-то внушит, заставит делать неприличное, да еще ограбит, а то и хуже».

146756049.jpg

Однако по своей природе мы все склонны к возникновению гипнотического транса даже без участия посторонних лиц. И это состояние мы можем вызывать у себя сами по необходимости. Вы едете на общественном транспорте или летите в самолете. Думаете, о чем-то мечтаете, и можете очнуться только на своей остановке или по прилету к месту назначения.

Мозг, временно теряя фокус на происходящем во вне, сберегает таким образом свои ресурсы, переводя наше восприятие на энергетически сохранный режим. Транс может «включиться» в любое время, когда нам не требуется повышенного внимания или мы выполняем автоматические привычные действия – во время мытья посуды, рыбалкиили в процессе прогулки по улицам города. Наше внимание рассеяно, и ум свободно бродит… Но если мы вдруг решили идти домой или вспомнили о срочных делах, то состояние расслабленности в секунды может нас оставить по нашему желанию.

Таким образом, в состоянии транса большое значение играет воля человека. Хочет ли он быть в трансовом состоянии или нет. Обычно гипнозу поддаются те, кто этого хочет или те, кто верит, что не может противостоять силе гипнотизера. Все манипуляции с сознанием имеют несколько другую природу. В этих случаях не сила мысли создает транс, а умение подладиться под внутреннюю склонность человека к трансу и к его ритму. Но и тут, если человек не захочет, чтобы под него подлаживались, то он по меньшей мере может уйти. Так что, если кто-то не хочет впасть в транс, то это вполне под силу.

465986079.jpg

Хотя гипноз для многих звучит как некая мистика, вызванный им транс не имеет никакой магической природы. Разве что сама природа может быть гораздо более загадочна и удивительна, чем наше представление о волшебном.

Давайте начнем издалека и вспомним, что мозг является электрохимическим органом. Там происходят химические реакции, в результате которых возникают электрические импульсы. Работу нейронов можно зарегистрировать при помощи электроэнцефалографии. Запись будет иметь волновой характер. Каждый тип волны имеет не только собственные графические характеристики, но являются еще и показателем психического состояния человека. Можно выделить разные типы волн:

Альфа-волны характеризуют состояние расслабленности с закрытыми глазами, полет фантазии, представление образов, свободные ассоциации и связь сознательного и бессознательного. Кроме того, в этом состоянии повышается творческаяактивность, улучшаются обучение и развитие навыков через метафоры и фантазирование, связывания реального и нереального.

Бета-волны характерны для бодрствующего человека, который сфокусирован на каком-то деле, читает, считает или занят работой, требующей внимания.

Тета-волны возникают в состоянии полудремы. Состояние с тета-ритмом способствует глубокой релаксации, усиление процессов памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов. В этом состоянии человек способен к усвоению больших объемов информации и быстрому ее перемещению в долговременную память. Кроме всего прочего тета-ритм помогает уменьшить тревогу и влияние стресса.

Есть еще гамма-, мю- и дельта-волны, но они нас в случае с гипнозом волнуют в меньшей степени. Мы остановимся на этих 3-х, описанных выше. Итак, мозг бодрствующего человека находится преимущественно в режиме бета-ритма. Когда он закрывает глаза и начинает предаваться мечтаниям, возникает альфа-ритм. Входит в полудрему – тета-ритм. Если взять состояние транса, вызванное гипнозом, то альфа-ритм соответствует вводной стадии гипнотического транса, тета-ритм – глубокому трансу.

Как видно из характеристик волн, в результате погружения в транс мы можем получить доступ к ресурсам нашего мозга, которые могли бы быть большим подспорьем в решении жизненных задач. И этими ресурсами могут пользоваться не только взрослые, но и дети.

94687352.jpg

История применения гипноза в детской практике не является чем-то новым. Еще Месмер, которого называют «отцом гипноза», в 18 веке применял свои методы как на взрослых, так и на детях, и не делал между ними никакого различия. Хотя он и считал, что эффект воздействия на людей вызван не трансовым состоянием, а «магнетизмом», его деятельность помогала пациентам избавится от их проблем. Кстати, именно он оказался источником идеи об особых способностях гипнотизера, так как считал, что специалист по гипнозу испускает особые флюиды, исцеляющие пациента.

Но официальное лечение детей гипнозом, уже в современном понимании этого метода, началось в 19 веке. Затем, на волне успехов психофармакологии, пользование гипнозом стало несколько спадать. Что и говорить, 1 таблетка транквилизатора помогала через 2 часа, а гипноз требовал больших душевных и материальных вложений. Но уже около 40 лет назад гипноз стал постепенно возвращаться на свое место в лечении психических и психологических проблем.

Здесь важно понимать, что гипноз не является панацеей. Он имеет свои сильные и слабые стороны. Он не вылечит серьезных психических расстройств и не заменит полностью пресловутые таблетки. Однако его применение может сказаться на дозе и длительности медикаментозного лечения в сторону его уменьшения. Если посмотреть официальные рекомендации, то гипноз в детской практике положительно показал себя для:

  • помощи в решении психологических проблем;
  • лечения расстройств привычек (если ребенок грызет ногти, сосет палец, расковыривает мелкие ранки, сдирает с них корочки и т.п.);
  • для коррекции расстройств школьных навыков (нарушение формирования навыков письма, счета, чтения)
  • облегчении боли;
  • улучшения состояния при болезнях органов дыхания;
  • облегчения состояния горя и скорби;
  • улучшения качества жизни во время терминальной болезни.

Тут нет никаких чудес. Вернее, все чудеса творят волновые режимы мозга. В большинстве случаев ведущую роль играет общее снижение тревожности, лучшая переработка психотравмирующего опыта, лучшее усвоение новых навыков и развитие возможности управления своими эмоциями.

Это довольно важно при терапии лечения болезней органов дыхания. Естественно, астмуи муковисцидоз это не вылечит, но ребенок может научиться более спокойно относится к испытываемому дискомфорту, не впадать в панику во время обострения (эмоциональный фактор часто ухудшает течение заболевания). Гипноз улучшает общее психологическое состояние, полезен просто тревожным и эмоциональным детям, остро реагирующим на окружающие события с легко возникающими нарушениями сна.

178840963.jpg

Считается, что дети уже с 3-х летнего возраста способны реагировать на гипнотическое воздействие, но контакт с ними затруднен в следствии уровня развития языка и понимания эмоций. По этой причине до 7 лет проведение лечения при помощи гипноза считают нецелесообразным. Оптимальный возраст для применения этого вида терапии - 7-14 лет.

Где же взять гипнотизера, который мог бы помочь, и ему можно было бы доверять? Несмотря на то, что считается, будто для овладением гипнозом необходимы особые способности, освоить его может практически каждый. Владение гипнозом не дар, а навык. Для этого не нужны так же какие-то особые атрибуты. В настоящее время действует поговорка «для наведения транса не нужны часы (ранее часы, как маятник, использовали для введения человека в гипнотическое состояние), а нужна креативность». Другими словами, неважно, есть ли у тебя правильный инвентарь, а важно то, как ты умеешь подлаживаться под состояние гипнотизируемого, видеть и предсказывать его поведение.

179966304.jpg

Но, все-таки, для того чтобы гипнотизировать других, нужна постоянная практика и навык, а вот заниматься самогипнозом – всегда пожалуйста. Самое идеальное – когда ребенок с родителем проходят короткие курсы обучения самогипнозу, умению расслабляться и успокаивать свой ум. Помните, что и это тоже несложно. Закрыли глаза, представили, что вы летите в облаках… вот вы уже и вошли в альфа-ритм. Пользуйтесь – творите, фантазируйте, выдумывайте. В этот момент ваш мозг получает заряд бодрости и отдыхает, быстрее восстанавливается от стресса.

Что в этом отношении могут сделать родители? Сразу предостерегу от того, чтобы браться за большие проблемы без подготовки и рекомендаций врача. Иногда люди проявляют неоправданный энтузиазм в попытках «вытащить из подсознания» что-то важное. Помните, что после того, как вы это оттуда вытащите, с ним что-то надо будет делать, а это не всегда легко дается даже профессионалам. Так что, остановимся на малом и посильном.

133929650.jpg

Если говорить прямо, то простое расслабление и визуализацию чего-то приятного практиковали, наверное, все без всякого особого знания о гипнозе, самогипнозе и волнах мозга. Эту практику можно ввести в качестве регулярного ритуала с ребенком перед отходом ко сну. Она хорошо успокаивает и расслабляет, а также снижает воздействие стресса.

Кроме всего прочего, таким методом можно пользоваться, когда родитель рассказывает историю из разряда «поучительных», то есть историю с важным смыслом, который родитель хотел бы донести до сознания ребенка. Во время повествования можно просить ребенка закрыть глаза и визуализировать происходящее в истории. Активная визуализация склоняет мозг к генерации тета-ритма, который способствует быстрому перемещению информации в память.

Тот же самый принцип визуализации очень полезен в деле приготовления уроков, особенно тех, где необходимо усвоить последовательность и взаимодействие отдельных частей или компонентов.

Так что, пользуйтесь силой мозга, учите этому ребенка. И еще раз повторю важное. Ваше решение ввести гипнотические техники в лечение не отменяет приписанных ребенку лекарств. Все изменения доз и отмены проводите под наблюдением врача.

Семейный гороскоп