Опубликовано 05 марта 2014, 13:15

Евгения Шамис: “Шпаргалки поколения X: как воспитывать новое поколение?”

Евгения Шамис, основатель и координатор проекта «RuGenerations – Теория поколений в России», генеральный директор «Sherpa S Pro» рассказала «Летидору» о Теории поколений, отличиях сегодняшних детей и объяснила причины недопонимания между детьми и родителями.
Евгения Шамис: “Шпаргалки поколения X: как воспитывать новое поколение?”

Евгения Шамис: “Шпаргалки поколения X: как воспитывать новое поколение?”

Теорию Поколений создали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003-2004 году провела команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта RuGenerations.

"Летидор" встретился с Евгенией и обсудил вопросы взаимодействия поколений: как воспитывать детей, чему их учить и что нужно знать про приметы своего поколения, чтобы быть понимающими родителями и эффективными педагогами и учителями.

shamiskrug.jpg

shamiskrug.jpg

Кому и зачем нужна Теория Поколений?

В прошлом году нашему проекту «RuGenerations – Теория поколений в России» Rugenerations исполнилось 10 лет. За это время мы адаптировали Теорию поколений к России, т.е. провели огромное количество исследований в нашей стране, и продолжаем их проводить постоянно. Именно поэтому Теория поколений у нас очень живая.

Зачем нужно понимать Теорию поколений, и как она может пригодиться родителям и педагогам? Для обучения в вузах и школах, детских садах нужно понимать поколенческие задачи - что в данный момент сработает. Поколенческий подход работает, тому доказательство – его широкое применение в бизнесе: бизнес очень скептичен и прагматичен, если что-то работает, он это берет, если не работает - не берет.

Где используется поколенческий подход? Несмотря на то, что подход носит название Теория поколений, это в первую очередь не теория, а инструмент, который удобно переносить в жизнь и работу. Он применяется в управлении, в образовании, в маркетинге.

Педагогам и учителям Теория поколений дает понимание целого ряда вопросов: например, какие новые предметы нужно вводить, как работать с детьми определенного поколения, с их запросами и привычками воспринимать информацию, с пониманием акцентов - что им интересно, а что нет. Теория поколений помогает понять, какие когнитивные, визуальные, слуховые и поведенческие аспекты стоит затронуть в процессе обучения, подсказывает, как сделать, чтобы дети и молодежь на это среагировали. Поколенческий подход также дает возможность прогнозировать, какие новые темы обучения появятся, какие акценты расставлять в будущем, куда двигаться и как развиваться.

Родителям Теория поколений дает понимание себя, и это самое главное. Теория поколений позволяет ответить на вопрос, почему я действую именно так, а не иначе, почему я, как родитель, считаю, что именно такой метод воспитания моего ребенка будет правильным. Когда мы как родители понимаем мотивы своих поступков, мы начинаем по-другому взаимодействовать и общаться с нашими детьми.

Теория поколений снижает количество конфликтов , т.к. дает возможность лучше понять своего ребенка, лучше ему объяснять какие-то вещи, договариваться. Целый ряд семейных проблем вызван именно поколенческим особенностями родителей и детей.

Один из главных вопросов, который решает Теория Поколений - развитие умений разговаривать с другими поколениями так, чтобы они лучше слышали и понимали нас . Например, как лучше понять детей, представляющих другие поколения, как им помочь лучше понять нас как родителей, как лучше взаимодействовать нам вместе, чтобы быстрее и эффективнее решать самые разные вопросы.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

• Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.)
• Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.)
• Поколение Х (1964-1984 г.р.)
• Поколение Милениум или Y (1985-2000 г.р.)
• Поколение Z (c 2000 г.р.)

В вопросе определения границ между поколениями мы уже в течение 10 лет проводим исследования. Так, например, мы выявили отличия по времени появления поколения Миллениум по сравнению с Америкой.

Определить границу поколения можно, когда представители поколения уже выросли, сформировались как личности: им исполнилось 17-18 лет и они стали себя проявлять. Все остальные критерии - это просто угадывание. Единственный показатель - большая группа людей, которая начинает себя вести явно отлично от предыдущей. Например, когда Миллениумы массово пришли в институт, то был совершенно четкий год, когда стала заметна разница между поколениями Х и Миллениум. По этой же причине границу между поколениями Миллениум и поколением Z мы обозначаем примерно.

Одна из ключевых идей Теории Поколений в том, что у каждого из нас есть свои поколенческие ценности, которые формируются в детстве, до 10-12 лет. Поскольку ценности формируются под примерно похожим воздействием того, как нас воспитывают, какие события происходят, о чем говорит окружающий мир, мы, как представители поколения, реагируем на события и жизнь примерно похоже. Сформированные до 10-12 лет ценности, позже начинают действовать на нас в течение всей жизни. Ценности - это то, что сформировалось до 10-12 лет, до того, как начало формироваться мировоззрение. Поколенческие ценности - это неосознанные ценности, они сформировались и ушли на подсознательный уровень, оттуда они продолжают влиять на нас в течение всей жизни. И если эти ценности удовлетворяются по жизни - нам хорошо. Если не удовлетворяются - мы ищем способ их удовлетворения.

Ценности формируются под влиянием места, где ты живешь, событий, которые происходят, того, как воспитывают в семье, и под каким влиянием окружающей среды, технологий, это происходит.

Наверное, лучшей иллюстрацией формирования ценностей сегодня будет поколение Z. Поколение Z с маленького возраста осваивает новые технологии, в два года оперируют устройствами как профессионалы. Они сами умеют сами себя занять к радости родителей. Интернет и умение работать с технологиями являются естественной средой жизни, которые формируют это поколение. Или зимняя Олимпиада в Сочи – с огромной популяризацией зимних видов спорта опять же повлияет на это поколение.

Нас спрашивают – можно ли родителям и педагогам управлять формированием поколенческих ценностей? За время нашей работы мы обнаружили, что влияние окружающей среды сильнее, чем возможность родителей или учителей это проконтролировать. Большая роль в формировании ребенка принадлежит внешнему миру. Вы уберете айпэды, но никуда не исчезнет реклама, информация по радио, телевидению - ребенок ее будет видеть и воспринимать. Что делать родителям, педагогам? Разговаривать с ребенком, создавать у него этические ценности, помогать ему стать хорошим человеком в текущей ситуации.

Также важно помнить, что у каждого поколения есть своя неконтролируемая другими поколениями область свободы. Там, где другие не понимают и не смогут все проверить, проконтролировать. Например, сейчас часто дети учат родителей работе с интернетом, с современными устройствами. И мы как родители осознаем, что мы не можем контролировать всю активность ребенка в этой сфере. В этом непонимании нет ничего страшного: такая ситуация была и есть у всех поколений – она касается того, что кажется странным и неизведанным для других поколений. Например, для нынешних родителей Иксов такой областью свободы была рок-музыка – то, что родители Беби-Бумеры не могли контролировать, не понимали, так как не «чувствовали» ее до конца. Или еще в случае с поколением Икс довольно трудно было контролировать путешествия и перемещение в городе.

Здесь работает скорее человеческая, а не поколенческая история. В любом случае я рекомендую почитать материалы на эту тему. На сайте RuGenerations есть много информации про поколения. Думаю, родителям она понравится, потому что во многих поведенческих вещах и история можно узнать своего ребенка, разобраться – что происходит, понять причины. Только помните, что не все вопросы решаются одним поколенческим подходом.

Кстати, мы сейчас пишем книгу про поколения. Так что ждите.

Но, как я уже говорила, очень важно понять не только своего ребенка, а себя самого. Почему я именно таким образом действую? Например, почему я считаю, как родитель из поколения Икс, что мой ребенок должен выкарабкиваться из сложных ситуаций сам, по принципу "бросили в воду – сам выплывай"? Объяснение простое: Иксы так действуют, потому что им самим эта модель помогла стать успешными в жизни. И, разумеется, родители-Иксы хотят, чтобы их дети тоже так делали, и в результате тоже стали успешными! Но ни Миллениумы, ни Поколение Z так делать совсем не хотят. Почему? Потому что сейчас с новыми поколениями работают другие ценности.

Что мы можем сказать о Миллениумах (1985-2000 года рождения в России)? Нам кажется, что у них идет перегрузка информации, а у них - дефицит информации. Они привыкли получать такие большие объемы информации, что когда они ее не дополучают, им становится плохо. Нам кажется, что Миллениумы не читают книг, а они просто с такой скоростью проглатывают книги, любые информационные материалы, что у них, наоборот, возникает дефицит информации, который нужно постоянно восполнять.

Приведу пример: я уже более 10 лет преподаю на первом курсе АНХ. Каждый год я вижу 150 первокурсников из разных регионов России. Которые ведут себя по-другому. Например, до тех пор, пока это поколение не начало учиться в вузе, никогда не возникало, следующей ситуации: чтение сверх нормы. У меня есть рекомендованный список литературы, т.е. книги - которые можно прочитать по желанию. Не обязательно, а если очень хочется. Сейчас практически все (!) студенты-Миллениумы ко второму занятию успевают прочитать одну книжку. Такого никогда раньше не было.

Ключевой вопрос, в получении, восприятии и чтении какого рода информации возникает потребность у этого поколения? Сначала успокою – нормальной литературы! И классики, и художественной, и технической. Читать сейчас Миллениумы готовы много. Что можно делать? Помогать им ориентироваться в информационном пространстве, закладывать любовь к хорошей литературе. Здесь как раз многое зависит от родителей, от формирования ими отношения к чтению, к саморазвитию. Разговаривайте с детьми, читайте стихи и прозу, обсуждайте прочитанное. Помогите своему ребенку быть образованным в новых реалиях, в новой литературе, в новых науках. Методы воздействия тут хороши все. Не забывайте про классические подходы - "чтение книг в туалете", подкладывание книг рядом с кроватью, соревнования по чтению стихов.

Еще одна ситуация: Миллениумы сталкиваются с новой образовательной реальностью - сейчас появляется много образовательных проектов в России и в мире, причем в новых форматах. Можно выбрать, куда поехать на год поработать в компании или где побыть волонтером, какие окончить курсы online и какие получить гранты. О чем это говорит? Меняются форматы, критерии, чему и как учиться. А информации об этом недостаточно. Это еще одна возможность хорошего взаимодействия с Миллениумами для родителей и учителей: помочь сориентироваться среди огромного количества мастер-классов, лекций, онлайн ресурсов. У педагога, учителей в школах и вузах, соответственно, изменилась задача: не только учить своему предмету, но и знакомить учеников, студентов с новым информационно-развивающим интернет-пространством, с источниками. Миллениумам нужно просто помочь увидеть существующий выбор, суметь оценить его. 



Мировая тенденция - образование, которое раньше давало хорошие результаты, перестало работать, его недостаточно для успешной жизни и развития в современном мире. Нет и ясности - как у нынешних детей формировать отношение к компьютеру, грамотности, публичности, этике и многому другому. Ведь даже взрослые не разобрались в новых правилах и законах взаимодействия.

Сейчас образование заново выкристаллизовывается во всем мире в условиях, в которые мы попали в связи и с цифровой революцией, новым витком развития наук, технологий.

В связи с этим возросла активизация запросов по садикам и школам – чтобы они изменились, ввели совершенно новые предметы. Вузы тоже уже испытывают на себе все издержки влияния «старой» системы образования: как сегодняшних детей готовить к наукам и сферам деятельности, по которым в России нет ни методик, ни учебников, ни преподавателей. Например, по биомедицине, нанотехнологиям, биоматериалам.

Первичное освоение этих совершенно новых тем хорошо бы ввести уже в детском саду и младшей школе, чтобы готовить детей поколения Z (теперь уже речь не о Миллениумах) к совсем новому миру, помочь им быть успешными в нем. Как это делать? Например, организовать приход специалистов из этих новых отраслей и наук садики и школы. Смотрите, сейчас в целом в обществе нужно найти способ замотивировать профессоров периодически «захаживать» в детский сад и школу, рассказать о новом мире, новых науках и технологиях детям, которые готовы все это воспринимать.

У представителей поколения Z (2000-20?? Года рождения) как раз сейчас формируются ценности, и мы полагаем, что они будут формироваться примерно до 2020 года. Как я уже комментировала, границу поколения мы можем зафиксировать, когда появляется следующее поколение. Сейчас мы можем прогнозировать ценности поколения Z. Итак, какие есть прогнозы?

Понятно, что это будет поколение, которое будет следить за своим здоровьем. Они получают много информационных сообщений о питании, спорте, здоровом образе жизни. Когда поколение об этом столько слышит, это станет ценностью на всю жизнь.

Это поколение, которое будет обращать внимание на деньги. Экономия, проценты, кредиты - эти информационные сообщения Зеты слышат постоянно. Зеты будут экономить. Мы сейчас проводим исследования, опрашиваем много людей, и родителей Зетов о том, что они замечают характерного и непохожего на поведение родителей в ребенке и часто слышим, что ребенок с удовольствием собирает деньги, копит, одалживает их.

Предлагаем родителям Зетов (2000-20??) ответить на вопросы:

Что любят делать ваши дети?
К чему вы видите интерес у ребенка?
Чем они увлекаются?
Что вы замечаете в ребенке необычного?
Как ваши дети относятся к финансам и экономии?
В какие игры любят играть?

Расскажите в комментариях до 1 апреля о том, что, по-вашему отличает сегодняшних детей поколения Z, специалисты из Rugenerations прокомментируют ваши наблюдения или ответят на ваш вопрос.