Опубликовано 25 марта 2014, 10:00

Если ребёнок дерётся

К школьному возрасту большинство детей уже может контролировать свои эмоции, поэтому стараются не доводить конфликты до рукоприкладства. В то же время, физическая агрессия начинает выполнять новые функции. С помощью неё ребёнок удовлетворяет потребность в телесном контакте, например, толкает понравившуюся девочку вместо того, чтобы сказать ей что-нибудь приятное.
Если ребёнок дерётся

Если ребёнок дерётся

Довольно рано малыш замечает, что природа одарила его богатейшим арсеналом. Зубы, ногти, кулаки и ноги в тяжёлых ботинках – всё это можно использовать в качестве веских аргументов в любом споре. Однако, по мере взросления агрессивное поведение ребёнка меняется. Кто-то, столкнувшись с ответной грубостью, находит другие пути решения конфликтов, а кого-то чужая агрессия, стимулирует к «гонке вооружений».

В отличие от вербальной агрессиии аутоагрессии, физическая грубость может быть связана не только со стремлением причинить кому-то вред или защитить себя, но и с безудержным желанием ребёнка общаться с другими людьми или как-то повлиять на них. Например, окружающие могут принимать за рукоприкладство дружеские похлопывания кулаком по спине. Непоседливые дети часто толкают сверстников, чтобы заставить их живее реагировать на игру, быстрее двигаться. Для того, чтобы адекватно реагировать на детскую грубость, нужно отличать её от других видов активности.

От 1 до 3 лет

92406012.jpg

92406012.jpg

В этом возрасте полное отсутствие физической агрессии - скорее, недостаток, чем достоинство. Ребёнок стремится заявить о себе, определить границы собственного «Я», и поэтому испытывает на прочность других. Только получив сдачи, он понимает, что, как говорят англичане, свобода его кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа. Грубые действия — единственный действенный способ продемонстрировать свои желания и добиться результата, поскольку речь ребёнка ещё недостаточно развита для того, чтобы вести дискуссию.

  1. Научите малыша не задираться первым. Моментально прекращайте игру или разговор, если ребёнок начинает кусаться или драться. Объясняйте ваше поведение: «Ты дерёшься, поэтому я не буду играть в кубики!»

  2. Развивайте речь ребёнка, обращая особое внимание на слова и фразы, которые помогут ему отстаивать свою позицию, например: «я дам тебе игрушку, когда поиграю», «сейчас моя очередь кататься», «не толкайся» и т.д.

  3. Очень часто грубость малыша является отражением тех отношений, которые он наблюдает в семье. Если родители не церемонятся при общении друг с другом или используют физические наказания по отношению к ребёнку, он копирует эту модель поведения. Даже если он видит игривые шлепки или шутливые замахивания рукой, то чаще всего принимает их за агрессивные намерения. У ребёнка формируется убеждение, что для того, чтобы убедить человека в своей правоте или воздействовать на него, нужно применить силу.

  4. Если ребёнок начинает кусаться или драться без видимой причины, подумайте, не хочет ли он есть, спать или в туалет. Чувство физического дискомфорта провоцирует маленьких детей на агрессию.

1 из 4

ПредыдущаяОт 4 до 6 лет