31 августа 2014 в 08:23

Эксперименты на кухне

Кухня — это маленькая химическая лаборатория, а значит и самый настоящий школьный класс для ребенка. Родители могут привить детям интерес к тому, чтобы понимать простейшие химические процессы, а значит и заложить фундамент для будущих достижений в учебе.

Показывать химические эксперименты и рассказывать о мире органическое и неорганической химии ребенку можно во приготовления обеда. В книге Елены Качур «Увлекательная химия» представлены необычные и в то же время простые опыты с «домашними реагентами»: содой, лимонной кислотой, солью. Главными персонажами книги выступают Чевостик и дядя Кузя.

Кислоты

— Сейчас мы проведём одну очень интересную химическую реакцию. Для неё нам понадобится сок лимона и немного пищевой соды. Она есть на кухне у любой хозяйки. Мы нальём в прозрачный стакан чистую воду. Добавим в неё щепотку соды. Хорошенько размешаем.
— Белый порошок соды растворился, в стакане снова прозрачная вода.
— Не вода, а раствор соды. Добавим к нему лимонный сок...
— Ой! Жидкость в стакане забурлила, со дна поднимаются прозрачные пузырьки какого-то газа.

 

Химия_2.png


— Его формула CO2. С — сокращённое название элемента углерода. О — кислород.
— А «два» означает, что рядом с каждым атомом углерода есть целых два атома кислорода.
— Ай да Чевостик! Правильно!
— Дядя Кузя, а что это за элемент углерод?
— Ещё один твой хороший знакомый. Из этого элемента состоит уголь. Графит — тёмно-серая серединка простого карандаша. И самый твёрдый камень на Земле — алмаз. Но вернёмся к нашему газу. У него есть название — углекислый газ.

uvlekatelnaya_himiya_3d_800.jpg


— Ой, да я же про него знаю! Мы вдыхаем кислород, а этот самый углекислый газ выдыхаем. Ты про это рассказывал, когда мы в путешествии узнавали, как устроен человек.
— Совершенно верно. А химические реакции, при которых выделяется этот газ, используют многие мамы и бабушки, когда готовят вкусные пирожки, блинчики и оладьи.
 

Химия_3.png


Углерод встречается в самых разных формах и видах. Немного углерода есть и в человеке!
— А зачем в этих вкусностях газ, да ещё углекислый?
— Он помогает хозяйкам сделать тесто пышным, воздушным. Они добавляют в него специальный порошок для печения или пищевую соду с чем-то кислым, и в тесте начинает идти реакция, похожая на ту, что мы только что наблюдали.
— Пузырьки газа остаются в тесте, и блинчики получаются кружевными! Какой полезный газ. Только у нас в стакане их почти не осталось.
— Химическая реакция закончилась. Вся сода и лимонная кислота прореагировали.
 

Химия_4.png


— Дядя Кузя, а почему ты лимонный сок назвал кислотой? Потому что он кислый?
— Наоборот, это кислоты получили своё название из-за кислого вкуса. Кислоты — это название группы химических веществ. Некоторые кислоты мы буквально знаем на вкус: это щавелевая, яблочная, лимонная, молочная, уксусная кислоты. Всем известный и полезный витамин C — тоже кислота. Аскорбиновая.
— Теперь я буду знать, почему щавель и яблочки — кислые. Из-за кислот!
— Но большинство кислот никакого отношения к еде не имеют. И пробовать их нельзя ни в коем случае: многие кислоты очень жгучие, а некоторые ядовиты.
— А зачем химикам изучать такие вредные вещества?
— Кислоты вовсе не вредные, они приносят большую пользу. Например, серная кислота необходима для получения удобрений, без которых не вырастить хороший урожай. Без неё не сделать бумагу, краски, ткани, обувь, лекарства. У других кислот тоже много работы. У нас в желудке есть соляная кислота, её формула HCl. Эта кислота помогает нам переваривать пищу.
— Удивительные вещества эти кислоты. А какие ещё бывают группы веществ?

— Об оксидах мы уже говорили. Кроме кислот и оксидов есть щёлочи. Они, как и кислоты, едкие, их нельзя пробовать и трогать, чтобы не обжечься.
— Но из них наверняка тоже получается что-то очень нужное.
— Например, моющие средства и мыло, которыми мы пользуемся каждый день. А теперь я хочу рассказать, как с помощью химии усмирить жгучую кислоту и едкую щёлочь. Для этого их нужно… смешать.

Химия_5.png


— Да разве так они не станут в два раза опасней?
— Наоборот! Они превратятся в раствор соли. Дело в том, что в любой кислоте обязательно есть атом водорода. А в каждой щёлочи есть неразлучная пара: атом кислорода с атомом водорода. Если смешать кислоту и щёлочь, водород из кислоты соединится с кислородом-водородом из щёлочи. И получится знакомая нам компания — два атома водорода и один кислорода.
— Да это же H2О! Вода! И она совсем не жгучая!
 

Химия_6.png


— Оставшиеся атомы кислоты и щёлочи тоже соединяются, и получается какая-нибудь соль. Соли —название ещё одной группы химических веществ.
— Я это запомню. Дядя Кузя, а теперь давай проделаем следующие химические реакции. Мне это занятие очень понравилось.
— Тогда предлагаю разобраться, где рядом с нами есть кислоты и щёлочи.
— А как мы это сделаем? Если кислоты нельзя брать в рот, а щёлочи лучше не трогать?
— Опасные кислоты и щёлочи у нас дома вряд ли водятся. А разобраться с теми, что имеются, нам поможет капуста. Правда, не обычная, а краснокочанная.
— Я её знаю, у неё листья красивого фиолетового цвета. Но как она поможет отличить кислоту от щёлочи, мне совершенно непонятно.
— Сейчас всё станет ясно. Для начала нам нужно выжать из капусты сок. Включаем соковыжималку... Готово!
— Получился сок тёмно-фиолето вого цвета.
— Теперь нальём в стакан воду, добавим к ней лимонный сок, а потом прильём немного сока краснокочанной капусты.
— Ах! Фиолетовый капустный сок перекрасился! Он стал красным!
— Продолжим наши исследования. В другом стакане разведём в воде немного мыла. Как ты думаешь, Чевостик, если добавить к мыльной воде капустный сок, какой цвет получится?
— Красный? Или фиолетовый?
 

Химия_7.png


— Проверим. Раз, два, три, добавляю наш волшебный сок.
— Ох! Теперь он стал синим!
— И это ещё не всё! Я наполняю водой третий стакан, добавляю стиральный порошок. Снова приливаем наш сок…
— Получился раствор зелёного цвета! Дядя Кузя! Что за удивительные превращения? Ты знаешь, в чём дело?
— Знаю. В соке краснокочанной капусты есть вещество, которое в кислоте становится красным, а в щёлочи синим. Или зелёным, если щёлочь более едкая. В мыле есть совсем немного щёлочи, но этого достаточно, чтобы сок капусты её распознал.
— Необыкновенный сок!
— Узнавать кислоты и щёлочи умеют и другие вещества. Они называются индикаторы. Индикаторы есть в соке многих ягод и овощей: в чёрной смородине, тёмном винограде, свёкле. Между прочим, способность свёклы менять цвет повара используют, когда варят борщ.
— Даже им химия пригодилась!
— Если в отваре есть хоть немного щёлочи, свёкла в нём станет буро-коричневой. А если суп в кастрюле чуть-чуть кислый, свёкла окрасит его в ярко-малиновый цвет. Вот повара и добавляют в борщи кислый томат, лимонный сок или немного уксуса.
 

Химия_8.png


— Чтобы борщ получился не только вкусным, но и красивым! Дядя Кузя! Мне так понравилось проверять всё капустным соком! Надо добавить наш сок-индикатор к молоку. И к яблочному соку. А ещё можно проверить, есть ли кислота в газированной воде. И в чае.
— Чевостик, думаю, с этими опытами ты вполне справишься сам.

Семейный гороскоп