Что можно, а чего нельзя рассказывать ребенку про смерть и похороны
Совершенно очевидно, что раньше дети о смерти знали больше, чем современный взрослый. Причем эти знания были отнюдь не теоретическими. Вот, пожалуйста, на картине В.Г. Перова 1865 года «Проводы покойника» – обычная сцена из жизни русский селений, где главные герои – дети, которые хоронят своего отца. Тогда как современная мама скорее принесет в дом взамен умершей кошки животное с таким же окрасом, чтобы смерть питомца не травмировала малыша.
Прежде чем взяться за эту тему, мы провели опрос среди мам и пап. Родители разделились на два лагеря. Одни (их большинство) настаивают на том, что ребенок ни в коем случае не должен присутствовать на похоронах, и вообще предпочитают не касаться темы смерти в его присутствии. Другие же не считают нужным скрывать даже самые откровенные факты от слишком впечатлительных малышей.
Чтобы разобраться в том, где истина, мы задавали психологам следующие вопросы:
• Стоит ли дошкольнику или младшекласснику присутствовать на похоронах или не нужно ему этого видеть до определенного возраста?
• Как разговаривать с ребенком, если умирает кто-то из родственников?
• Как и в каком возрасте следует рассказывать ребенку о смерти?
Из комментариев наших экспертов мы выбрали самые важные мысли. Выяснилось, что даже специалисты не всегда придерживаются единых взглядов.
Мнение 1. «Он ушел на небо» – самый безопасный ответ
Комментирует Анна Ильинична Гайкалова, психолог,благотворительный фонд «Наша семья»
Чтобы ответить ребенку на вопрос о смерти, желательно понять, что именно в этой семье и в ее культуре означает смерть.
У верующих и атеистов ответы будут разными.
Я же предпочитаю подход верующих людей, не фанатично принимающих единственную картину мироздания, утвержденную догматом их конфессии, а более широкую, вмещающую в себя концепции ведущих религий мира.
«Он ушел на небо» – так часто отвечают родители своим детям в западных и американских фильмах, и этот ответ мне кажется самым безопасным.
К счастью, редкий, воинственно настроенный атеист после такого ответа вознамерится разбить в прах условное утешение, которое только что получил его ребенок, возразив ему, что на небе ничего нет.
И я в своей более чем двадцатилетней практике многократно встречала ситуации «сброса негативного заряда» и развеивания страхов у детей, получивших такой ответ.
Дети горюют в ответ на наше горе, пугаются в ответ на наш проявленный страх.
Поэтому взрослому человеку необходимо следить за своими реакциями, чтобы ребенка не испугать.
«Подходящий» возраст зависит от многих факторов:
• от места проживания (в сельской местности при наличии натурального хозяйства смерть может восприниматься менее гуманно, но и менее трагично),
• состояния здоровья ребенка,
• образа воспитания (трактовки сказок и историй, рассказанных мамой, бабушкой, няней),
• темперамента и впечатлительности.
В последнем случае хорошо помнить, что чем более проникновенный тон мы выберем, тем большее впечатление окажет на ребенка наш рассказ.
Поэтому иногда лучше сказать о чем-то подобном вскользь, как о событии текущем.
И в любом случае, я бы не рекомендовала откладывать «на потом» знакомство ребенка с темой смерти, но советовала бы подготовиться к разговору с учетом всех особенностей характера ребенка.
Мнение 2. Не стоит придумывать сказку о смерти
Комментирует Евгений Прокопьев, психолог, Центр Практической Психологии «ШАГИ»
Если мы хотим дать малышу ценность жизни, надо научить его оплакивать потери. Для здорового ребенка характерно постепенное познание смерти. До 9 лет он может считать смерть обратимым процессом, с подросткового возраста дети начинают понимать и активно думать о смерти, не совсем верить в нее, мистифицировать и даже эстетизировать. По поводу смерти у всех людей есть иллюзии, а дети в силу своих психологических особенностей представляют себя центром Вселенной, поэтому все, что происходит вокруг, происходит в их понимании либо по их желанию, либо по их вине.
Взрослым важно называть вещи своими именами, а не придумывать сказку о смерти и другом мире.
Надо справиться со своим собственным страхом смерти. Ведь это мы, большие люди, боимся говорить маленьким о своих потерях, боли. Когда умирают наши близкие, мы вместе с ними хороним и частицу себя. В любом возрасте, когда мы хороним родителей, мы хороним себя – как сыновей или дочерей, ведь так нас уже никто не назовет…
Процесс горевания длится примерно 1,5-2 года и проходит определенные стадии:
шок, растерянность, непонимание, неприятие,
отрицание,
гнев,
принятие.
Для взрослых характерны возвраты на предыдущие фазы. У детей эти фазы размыты. То, как ребенок переживет смерть, зависит от поведения рядом находящихся взрослых.
Если мы «сказочно» объясним, куда и как «ушел» человек, ребенок из любви к умершему может захотеть устремиться вслед за ним, чтобы увидеться в другом мире.
Слезы – самая естественная реакция на смерть. И ребенок тоже учится горевать, переживать боль потери.
При этом следует говорить о памяти, о том, что наши близкие всегда живут в нас, наших воспоминаниях, а мы – продолжатели рода, остаемся сейчас, и когда придет время, тоже умрем, а наши дети останутся… И так будет всегда – так устроен мир.
Мнение 3. На тему смерти не стоит рассказывать больше, чем спрашивает малыш
Комментирует Оксана Истомина, психолог, гештальт-терапевт, ведущая занятий по психологии при НИУ ВШЭ
Если у ребенка возникает подобный вопрос, значит, пришло время об этом рассказать.
Если на глазах у малыша кто-то погибает, человек, животное или даже букашка, не стоит «заминать» этот момент, лучше объяснить, что именно сейчас произошло. Как? Давайте ребенку столько информации, сколько он запрашивает. Отвечайте ровно на то, о чем спрашивает ребенок.
Не стоит заваливать его физиологическими подробностями, если он просто спросил «Увижу ли я снова моего кота?».
Говорить о смерти близких нужно обязательно. Если вы будете темнить, ребенок почувствует эту фальшь. Дети во многом ориентированы на себя, и если вы замалчиваете то, что на самом деле очевидно, у ребенка может возникнуть иррациональное чувство вины, он может подумать: «Раз мой близкий пропал, и мне что-то не говорят, значит, я плохой».
Нужно рассказать о смерти близкого, объяснить, что смерть – это нормальное явление, привести примеры.
• Объясните ребенку о смерти в рамках тех вопросов, которые у него возникают.
• Постарайтесь уделить ему максимальную поддержку на телесном уровне – обнимите, держите за руку, гладьте по спине.
Тревога и у взрослых, и у детей лучше всего «заземляется» через тело.
• Помогите ребенку понять ваши и его собственные чувства. Проговаривайте свои эмоции и проговаривайте эмоции ребенка. Например, «Я сейчас испытываю грусть и печаль. И ты плачешь, тебе сейчас тоже грустно и тяжело, давай я обниму тебя».
Похороны – важный обряд инициации. Для нашей психики такие обряды несут особую роль, они являются свидетельством перехода из одного состояния в другое, помогают провести черту, осознать и принять случившееся.
Для детей такие события так же важны, как и для взрослых. Ребенок в любом возрасте улавливает, что происходит что-то важное, что затрагивает всех членов его семьи. Если его оставить в этот момент, он отрывается о семьи.
Присутствие на похоронах помогает ребенку быть частью важного семейного события.
Мнение 4. К похоронам ребенка следует подготовить
Комментирует Екатерина Сафонова, психолог портала «Я-родитель»
Смерть – это естественная часть жизни человека, и в норме дети начинают задумываться об этом еще в раннем возрасте. Это нормальный и здоровый интерес, и важно отвечать на все вопросы честно, искренне, чтобы у ребенка не создалось впечатление, что эта тема табуированная.
В случае, когда умирает родственник, важно честно сказать ребенку, что он умер.
Дедушку «из космоса» и папу из «дальней командировки» малыш будет ждать еще очень долго, конечно, это будет являться для него длительной психотравмирующей ситуацией, которая кончится еще и огромным разочарованием в своих близких. Малыш поймет, что его долгое время обманывали, и восстановить доверительные отношения будет крайне сложно.
Смерть близкого все переживают тяжело – и дети, и взрослые. Важно дать ребенку свободу в выражении эмоций, уважать его право на горе.
На похороны ребенка стоит брать с собой, никто не вправе лишать человека (пусть и маленького) возможности попрощаться с близким ему человеком.
Но обязательно присутствовать рядом, чтобы помочь малышу справиться с эмоциями. Ребенок будет чувствовать себя психологически защищенным тогда, когда родитель оценивает окружающую ситуацию адекватно. У малыша будет много вопросов, переживаний, и родители должны быть готовы поддерживать ребенка и отвечать на его вопросы.
Лучше рассказать малышу заранее всю процедуру, чтобы он имел представление: сначала мы поедем в больницу, потом – на кладбище, гроб будут опускать в землю и так далее.
Это поможет ребенку подготовиться и не испытать шок от каких-либо событий.
Фото: Shutterstock.com