Болеть - модно! Почему СДВГ стало популярным и как его лечить?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) уже больше десятилетия входит в число самых частых и модных детских диагнозов. Как спасти ребенка и почему врачи могут оказаться бессильны, рассказывает психолог Мария Баулина.

Если раньше детей, которые доставляли больше всего хлопот родителям и воспитателям, называли «трудными», то в последнее время их поголовно величают «гиперактивными». Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) уже больше десятилетия входит в число самых частых и модных детских диагнозов, поскольку его получение снимает значительную часть требований к ребенку и, соответственно, к его родителям и педагогам. Когда действительно стоит беспокоиться? И что чаще всего ошибочно принимают за гиперактивность и дефицит внимания? На «Летидоре» рассказывает психолог Мария Баулина.

СДВГ - это серьезная болезнь?

Несмотря на то, что гиперактивность и дефицит внимания, которые встречаются у детей как в сочетании, так и по отдельности, включены в Международную классификацию болезней, в большинстве случаев они хорошо поддаются коррекции. По статистике, при определенных условиях воспитания и помощи психологов около 70% детей «перерастают» этот диагноз. В то же время многие врачи часто ставят его тем маленьким пациентам, у которых не выявлено признаков каких-либо других психических расстройств, но при этом на их поведение жалуются родители.

Причин развития гиперактивности и дефицита внимания довольно много, и в большинстве случаев их вызывает сочетание нескольких параметров:

  1. Наследственность. У многих гиперактивных детей можно найти родственников с аналогичными проблемами.

  2. Беременность и роды. Стрессы, курение, употребление алкоголя, некоторых лекарственных препаратов приводят к недостатку в снабжении мозга малыша кислородом, что может вызвать некоторые отклонения в его работе. Также существует связь между низкой массой тела ребенка при рождении, недоношенностью и гиперактивностью.

  3. Неправильное питание и нарушение обмена веществ. Сюда относят дефицит жирных кислот в организме, недостаток цинка, магния и витамина В12.

Однако в 25% случаев причиной дефицита внимания и гиперактивности является «свободное» воспитание, а не физиологические причины. Ребенок, которого никто не контролирует, не может сам научиться сдерживать свои порывы. Это касается как детей, предоставленных самим себе, так и тех, кто является абсолютным монархом в королевстве окружающих его взрослых.

В то же время в каждом маленьком ребенке «есть по двести грамм взрывчатки». Неугомонность и любознательность – нормальные детские качества. Многие взрослые, когда дело касается чужих детей, воспринимают их как проявления невоспитанности и гиперактивности, однако не следует верить в абсолютную правоту подобных «доброжелателей».

А там еще немного - и штраф! До скольких можно гулять ребенку?

На самом деле ровно наоборот! В отличие от других детей, у гиперактивного ребенка состояние бодрости каждые 5-10 минут сменяется резким спадом активности и снижением тонуса. Чтобы не заснуть в этот период, ребенку приходится постоянно двигаться и говорить! То есть суетливость и непоседливость – это компенсация недостатка активности.

Раньше при медикаментозном лечении гиперактивности врачи использовали успокоительные препараты, но они лишь ухудшали состояние детей. Поэтому был сделан вывод о том, что гиперактивному ребенку, наоборот, требуется «подзарядка» мозга. С тех пор неврологи назначают стимулирующие средства своим непоседливым пациентам.

Наблюдая за поведением ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью, можно заметить отличия от шаловливости и «непосредственности» обычных детей.

  1. Импульсивность и порывистость гиперактивного ребенка практически не зависят от ситуации. Единственным отличием является его эмоциональное состояние: в спокойной обстановке ребенок будет проявлять безудержное веселье, а в шумной толпе довольно быстро начнет проявлять агрессию.

  2. Значительная часть действий гиперактивного ребенка носит бесцельный характер. Например, он постоянно берет в руки какие-то предметы не для того, чтобы рассмотреть их или использовать по назначению, а просто потому, что они попали в поле зрения.

  3. Импульсивность проявляется не только в действиях, но и в речи. Гиперактивный ребенок перескакивает с одной темы на другую, захлебывается словами, на уточняющие вопросы отвечает невпопад. Если вы пытаетесь его успокоить и предлагаете рассказать обо всем по порядку, ребенок теряет нить разговора.

  4. Подвижность маскирует неуклюжесть гиперактивного ребенка. Например, если вы попросите его постоять на одной ноге или попрыгать на ней, то можете увидеть, что он не может удержать равновесие (речь идет о детях старше пяти лет!). Ребенку трудно повторить простую последовательность движений, он часто делает «лишние» движения: например, высовывает язык или морщит нос при рисовании и письме.

Детские права и обязанности: всё по закону

Пожалуй, это самое распространенное заблуждение. К сожалению, невозможно прийти к лучшему нейропсихологу или педагогу, вручить ему свое гиперактивное и невнимательное чадо, а через пару месяцев получить обратно вдумчивого и целеустремленного ребенка. Без изменений в повседневной жизни, которые могут внести только родители, все усилия специалистов будут неэффективны.

  1. Обратите внимание на режим. Он задает внешний ритм, под который подстраивается неустойчивая активность ребенка.

  2. Ограничьте просмотр телевизора до трех раз в неделю по полчаса, полностью отказавшись от боевиков, страшных фильмов и мультфильмов с обилием громких звуков. То же самое касается компьютерных и других электронных игр.

  3. Вместо телевизора и планшета предложите ребенку аудиосказки. Их прослушивание работает как своеобразный тренажер для слухового внимания, без которого невозможно успешное обучение в школе.

  4. Развитию зрительного внимания и усидчивости способствуют занятия рисованием, лепкой, складывание пазлов, конструирование.

  5. Подумайте, как направить энергию ребенка в мирное русло. Запишите его в спортивную секцию или установите дома детский спортивный комплекс.

  6. Не переставайте повторять ребенку, что верите в его искреннее желание вести себя лучше. Спросите, как вы можете помочь ему в этом? Имея доверительные отношения с ребёнком, вы оградите его от многих рискованных поступков.

  7. Постарайтесь сделать наглядной картину «правонарушений» и способов выхода из трудных ситуаций. Так, можно начертить таблицу, в которой в течение недели вы будете отмечать различными наклейками или рисунками хорошие и плохие поступки ребёнка. Потом можно обсудить с сыном или дочерью причины тех или иных оплошностей, разобраться, как можно было избежать их, и похвалить за те моменты, когда ребёнку удалось сдержать свою импульсивность. 

Ребенок с СДВГ: больной или непоседа?

Семейный гороскоп