Опубликовано 30 октября 2012, 12:27

Анна Ульянова: "Никогда не отмахивайтесь от вопросов детей"

К творческому освоению мира ребенка могут приблизить самые простые приемы, не требующие иных затрат, кроме вашего внимания и поощрения. И это действует гораздо лучше, чем множество игрушек, экскурсий, мультфильмов и компьютеров - считает семейный психолог Анна Григорьевна Ульянова.
Анна Ульянова: "Никогда не отмахивайтесь от вопросов детей"

Анна Ульянова: "Никогда не отмахивайтесь от вопросов детей"

Анне Григорьевне Ульяновой за 60, сколько точно, я спросить постеснялась. Выглядит она лет на 45, одевается с аристократической простотой и, по словам коллег, безбашенно водит старые “Жигули“. В чем-то она старомодна, и этим и объясняет успех в своей работе.
Она спасает семьи. ("Анечка, только не пишите психоаналитик. "Консультирующий психолог") К Анне Григорьевне приходят молодые родители, запутавшиеся в отношениях с собственными отпрысками – причем не подростками, а с детьми в возрасте лет до девяти.
"Вы удивитесь, но самое частое обращение – все есть у ребенка, чего ему еще не хватает? А он скучает и капризничает".
Собственно, никакого интервью не планировалось, а планировались женские посиделки “на троих“. Но когда АГ позвонила дочери: я выпью вина, заедешь за мной? – я удивилась интонации, так разговаривают с близкими друзьями, а не со взрослыми детьми… Потом, слово за слово, достала блокнот и принялась задавать вопросы и записывать.
***

Каким вырастет ваш ребенок? Какую работу он выберет, когда придет пора выбирать? И как зависит от этого его жизненный путь? Ключевое слово здесь – выбор.
Пока ребенок мал, мир открывается перед ним как незнакомое поле выбора. От родителей и воспитателей зависит поначалу, насколько далеко отодвинуты границы этого пространства – находятся ли они на расстоянии вытянутой ручонки или они там, за закрытой дверью?
Многие взрослые склонны думать, что для приобретения знаний, для раннего развития навыков, вкуса и интеллекта ребенка надо дать ему как можно больше игрушек, возить его с собой с трех-четырех лет на экскурсии, показывая ему шедевры архитектуры и изобразительного искусства, заполнять его время просмотром мультипликационных фильмов – движущихся картинок. 
Однако как показывает опыт, обилие внешних воздействий далеко не всегда соответствует глубине их воздействия, их следу в душе и сознании. 
Тем более что сознание маленького ребенка, как правило, не готово к пониманию масштаба и значимости явлений природы и культуры (культуру в данном контексте надо понимать как совокупность всех умений и продуктов деятельности людей).
В моей собственной памяти осталось Событие – услышанное мною по радио в возрасте примерно 10 лет начало Первого фортепьянного концерта Чайковского. Мир для меня замер: "Что это? Этого не может быть! Как человек мог создать такое?" Это ощущение запечатлелось на всю жизнь.
Не получая музыкального образования, я тем не менее получила в бессрочное владение некий камертон, позволивший мне во взрослой жизни находить удовольствие от встречи с настоящей музыкой. Может ли ребенок в 5 лет понять, что ему открылась тайна прикосновения к великой музыке, различить печать гения в первых аккордах концерта - даже если он играет гаммы и посещает уроки сольфеджио? Вряд ли. Движение к горизонтам должно быть своевременным.
Так же сильны могут быть впечатления от своевременной встречи с творениями природы. Увидеть море впервые, будучи подростком, - это испытать потрясение; искупаться в море в четырехлетнем возрасте – это всего лишь ощутить прикосновение воды сродни купанию в большой ванне, но позже вряд ли прочувствовать величие стихии.
Эти и другие подобные примеры показывают, что нет необходимости в раннем вовлечении ребенка в систему взрослых эмоционально значимых ценностей. Эта задача может быть отложена на подростковый период – период реального взросления.
Познание ребенком окружающего мира должно быть доступным ему и одновременно творческим. Творчество означает, что первичные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные – поднимаются на более высокий уровень создания когнитивных связей и экстраполяции образов за пределы исходных допущений. К творчеству ребенка в семье могут приблизить самые простые приемы, не требующие иных затрат, кроме вашего внимания и поощрения.
Пусть девочка сама одевает куклу, делает ей прическу, обустраивает ее кукольную комнатку; пусть мальчик отвинчивает колеса от игрушечной машины и пытается приделать их к коробке, чтобы сделать экипаж для любимого хомячка. Научите девочку рисовать кукол, вырезать их из бумаги, делать им бумажные платья, и вы увидите, как разыграется ее фантазия.
Моя дочка в 7-летнем возрасте наполняла нашу комнату своим фантазийным миром: коробки из-под конфет превращались в квартиры, дамы в красивых платьях ходили друг к другу в гости, шли в ход пустые коробочки от спичек и скрепок для мебели и пестрые тряпочки для ковров. Новые "жильцы" поселялись на подоконнике, на стульях и на полках, с их соседством надо было мириться целую неделю, потом все куда-то "уезжали", комната освобождалась, а через неделю появлялись новые постояльцы.
Подобные игры служат формированию у девочки не только рукодельных умений, но и вкуса к обустройству своего быта и даже, возможно, управленческих способностей. А мальчику в 6 лет надо дать в руки молоточек и отвертку и показать, как сделать рамку для его картинки и забить гвоздик в стенку (евроремонт тут не причем!), чтобы повесить картинку. 
Надо вместе с ним зайти в зоомагазин, чтобы купить корм для рыбок, и приучить его регулярно кормить рыбок, иначе они умрут. Тогда он почувствует вкус к заботе о живой жизни.
Не надо думать, что малое количество игрушек задержит развитие способностей ребенка. Мобилизуйте собственную фантазию и покажите, как сделать человечка из подсобных материалов, как украсить пирог буквами, слепленными из теста, как склеить конверт и украсить его для поздравления бабушке или дедушке. Постарайтесь вспомнить себя в детстве.
И никогда не отмахивайтесь от вопросов детей, говорите с ними обо всем, хотя ответы должны быть приближены к уровню их детского понимания. Я помню, как в 6 лет я спросила про значение незнакомого слова: "А что такое потаскуха?". Ответ "это плохая женщина" вполне соответствовал моему малому лингвистическому опыту и вполне меня удовлетворил.
Нежное детство это, пожалуй, единственная пора, когда вы еще можете оградить своих детей от избыточного погружения в мир компьютерных и мультипликационных персонажей, направив их развитие к постижению реального мира и самих себя на основе живых контактов и творчества. Потом придут иные задачи и проблемы иного уровня.