Алекс Экслер: "Потомственные программисты - это вряд ли"
Алекс Экслер: "Потомственные программисты - это вряд ли"
На нынешнем языке Алекса Экслера можно было бы назвать "популярным блогером", хотя мне больше нравится слово "обозреватель". Тем более что этот человек стал популярен в Интернете задолго до того, как появилось само слово "блог". Представители старшего поколения рунетчиков помнят Экслера еще по сети ФИДО, а также по его программам для работы с архивами на дискетах (да-да, дети, это такие большие квадратные штуки, на которых мы записывали всё то, что вы сейчас не записываете нигде). Современникам Алекс Экслер больше известен как автор компьютерных самоучителей и обзоров, ведущий радиопередач, кинорецензент и фотограф-путешественник. В общем, человек-оркестр. Не так давно мы столкнулись с ним в метро, и вместо того, чтобы говорить о привычных заморочках российского IT-бизнеса, заговорили о детях. А спустя некоторое время Алекс удивил своих читателей обзором приложений для iPad, которыми пользуется его ребенок. Эту тему мы и решили немного развить в отдельном интервью для "Летидора".
- В обзоре "детского айпэда" ты предложил устроить скандал на тему вреда планшетов - и я с удовольствием устрою! Развитие мозга ребенка очень связано с мелкой моторикой, с движениями вообще. А работа на сенсорных экранах убивает и сенсорику, и моторику - всё сводится к очень простым и "плоским" движениям на гладком экране. По Интернету ходил такой ролик: ребенок в возрасте около двух лет, привыкший к айпэду, пытается двигать картинки в бумажном журнале. Он не листает журнал, не рвет его, не пытается ничего сделать из бумаги - он тупо водит пальцем по листу. По-моему, это явный признак того, как планшеты ограничивают развитие.
- Я не считаю, что планшеты ограничивают развитие. Ребенок привыкает к движению пальцем по экрану - что удивительного в том, что он пытается масштабировать картинку в журнале? Аналоговой литературе давно пора на свалку истории - она просто неудобна.
Однако, разумеется, я вовсе не считаю, что ребенок должен играть и обучаться только на айпэде. Нужны всякие книжки-раскраски, различные игрушки и так далее. Айпэд - просто одно из направлений.
- А какими развивающими играми ты занимаешься с ребенком, помимо "планшетных"?
- Всякие кубики, детские пазлы, магнитный конструктор "Магформеры", Лего, железные дороги и так далее.
- Поскольку ты часто пишешь обзоры гаджетов, тебе наверняка попадались еще какие-нибудь современные гаджеты-игрушки для детей. Можешь что-нибудь интересное назвать?
- Могу вспомнить некий светящийся шарик, который управлялся с айфона. Ребенок одно время им игрался, но потом ему быстро надоело.
- Я собственно почему спросил. Компьютеры являлись "чудом" для прошлых поколений, вроде нас с тобой. Но сейчас компьютер - это игрушка для бедных, дешевый суррогат реальности. Вот скажем, я смотрю на игрушки своего старшего, которых у меня в детстве не было - телескоп, металлоискатель, радиоэлектронный конструктор, наборы для шизовых химических опытов. Не говоря уже про ролики, скейты, геолокационные игры на природе... Можно даже собственный дирижабль с камерой запустить. На этом фоне ноутбук и планшет уже выглядят как-то бледно. Может, лет через десять дети нас спросят: "Блин, папы, ну чего вы всю жизнь носились с этой коробочкой для ботанов?"
- Ну, техника развивается. Компьютер довольно скоро придет к совершенно иному виду - управление руками, глазами, с помощью мысли и так далее. Он будет совершенно другой.
Насчет же вопросов... Я родителей не спрашивал, чего они носились с транзисторным приемником. Понятно, чего носились - другого-то не было.
- Дети многое копируют у родителей, даже если их не учить специально. Твой ребенок наверняка часто видит тебя с компьютерами. Как тебе кажется, это влияет на него? Возможны ли вообще "потомственные программисты", как это бывает у врачей или музыкантов?
- Вот тут сложно сказать. С музыкой-театром - оно понятно. Но потомственные программисты - это вряд ли. Хотя вот потомственные блогеры - это уже ближе к теме, это может повлиять.
- Ты уже сформировал какое-то отношение к тому, что и как разрешать ребенку в Интернете?
- Я еще плотно этим не занимался, но начнем с того, что для ребенка составлю "белый список" сайтов. Иначе тут никак, как мне кажется.
- А есть ли какие-то вещи из твоего детства, которые хотелось бы своему ребенку показать? Вот мне например сейчас очень не хватает рыбалки и леса...
- Я в детстве много играл в футбол-хоккей. В Москве сейчас во дворах практически не играют - это очень и очень жалко.
- Что в тебе самом изменил ребенок?
- Ребенок - это особое чудо. Однако я не вижу, чтобы он во мне самом что-нибудь сильно изменил. Хотя надо бы, конечно.
- Ты сейчас много путешествуешь. Можешь дать какие-нибудь полезные советы другим родителям, которые собираются за рубеж с детьми?
- Да тут трудно сказать что-то конкретное - везде своя специфика. Мы в Испании не можем найти некоторые виды каш и детского питания, это приходится привозить с собой. Но не у всех такие проблемы - у моего ребенка пищевая аллергия серьезная, питание очень ограниченное.
- А как путешествующие родители решают вопрос с социализацией детей? Сейчас ведь почти нет той дворовой культуры, как раньше была - когда ты рос с одной компанией, с ними же и дружил всю жизнь. Что будет у современных детей вместо этого?
- Я сильно надеюсь, что мой ребенок будет социализироваться в Испании - я для этого сейчас делаю все, что можно. Роль дворовой культуры сильно преувеличена - например, у меня чисто дворовых друзей почти не было, дружил я с одноклассниками. С некоторыми из них дружу до сих пор.
_ Читайте также:
iPad в руках ребенка: защита и развивающие игры
Страсти по iPad: планшеты как часть детства
Александр Марков: "Меньше сидишь в Интернете - лучше размножаешься"
Владимир Волошин: "Невроз раннего развития культивируют СМИ"
Сергей Кузнецов: "Не очень верю в альтернативное образование"_