5 признаков, что ваш ребенок может стать жестким диктатором
О детстве большинства диктаторов известно не так уж и много. Во-первых, потому что сами они старались скрыть некоторые события. Во-вторых, из-за противоречивых трактовок фактов историками, имеющими различные политические взгляды. Однако при чтении биографий многих мировых злодеев все же можно найти несколько общих фактов, встречающихся с удивительной регулярностью.
Рассказываем, какие приметы могут сигнализировать о том, что у ребенка есть все шансы стать всемирно известным «злодеем» с железной рукой, как некоторые исторические личности, речь о которых пойдет ниже.
Физическое или моральное насилие в семье
Как бы ни пугали защитники прав детей калечащим для психики действием подзатыльников и шлепков, именно в такой атмосфере росли практически все дети до конца 20-го века и стали при этом вполне достойными людьми.
Совсем другое дело, когда речь идет об избиениях и моральных унижениях, которые, безусловно, оставляют серьезный след в душе ребенка.
Например, отец Адольфа Гитлера Алоиз любил давать волю кулакам, колотя не только детей, но и жену.
А отец Пола Пота, будучи крупным помещиком, весьма бесцеремонно обращался со своими батраками на глазах у детей. Видя насилие и несправедливость, будущий камбоджийский диктатор и предводитель «красных кхмеров» рос одиноким и нелюдимым. Интересным является также тот факт, что в 9 лет Пола Пота отправили жить к родственникам в другой город.
Показательным примером является и Виссарион Джугашвили, который был подвержен пьянству и приступам ярости. Возможно, по отношению к его сыну, Иосифу Сталину, слово «злодей» звучит слишком безапелляционно, но вряд ли кто-то поспорит с тем, что его можно назвать диктатором. И, безусловно, агрессивное поведение отца оказало огромное влияние на формирование характера Сталина.
Историки описывают случай, когда он бросил в отца нож, пытаясь защитить мать от побоев.
Отмечается, что и мать, оставшись вдовой, когда Иосифу было 11, продолжила дело мужа и так же часто колотила сына.
Проблема систематического физического и психологического насилия состоит в том, что ребенок привыкает именно к такому способу решения конфликтов и любых противоречий. В дальнейшем он так же легко проявляет агрессию к собственным детям, несмотря на то, что, казалось бы, так страдал от нее сам.
Невозможность самостоятельного выбора увлечения или профессии
Невозможность реализации своих способностей приводила многих диктаторов к стремлению весьма настойчиво доказывать свою значимость окружающим.
Так, отец Гитлера был категорически против стремления Адольфа стать аббатом, потом –художником.
Аугусто Пиночет мечтал стать футболистом, однако сначала у него не было возможности заниматься спортом из-за строго католического воспитания, а затем – из-за серьезной травмы ноги.
Пол Пот хотел поступить в престижный лицей, но из-за невозможности как следует подготовиться к экзаменам и безучастному отношению родителей был вынужден учиться в школе технической направленности.
Перед родителями часто стоит выбор: развивать ли музыкальные способности ребенка, несмотря на его отказ учиться музыке, или прислушаться к его желанию заниматься легкой атлетикой, хотя сам малыш не выглядит ни легким, ни ловким.
Опыт мировой истории показывает, что лучше выбрать последнее, дабы избежать новых эпохальных потрясений.
Высокие амбиции
Пожалуй, эта особенность отличает абсолютно всех мировых злодеев и диктаторов.
В их биографиях то и дело встречаются как прямые упоминания о стремлении к лидерству, так и косвенные, связанные с их поступками.
Например, Цзян Цин, жена Мао Цзедуна и руководитель Культурной революции, еще в 16-летнем возрасте сбежала из дома с труппой бродячих актеров. Затем, получив власть, она взялась за «чистку» всего китайского искусства, хотя перед удачным замужеством была всего лишь провинциальной актрисой с багажом из четырех фильмов и нескольких театральных постановок.
Биография Наполеона свидетельствует о том, что его с детства привлекали такие исторические персонажи, как Александр Македонский и Юлий Цезарь. Сам же Бонапарт активно защищал идеи свободы родной Корсики и часто конфликтовал из-за этого с преподавателями.
Примечательно, что амбициозность диктаторов часто оставалась незамеченной их родителями.
Не имея возможности объективно оценить свои желания и силы, своенравные дети ставили перед собой грандиозные цели, далеко не безопасные для окружающих. Кто знает, как бы повернулась история, если бы родители согласились спокойно обсудить с ребенком его планы на будущее и постараться направить его энергию в мирное русло?
Конфликты со сверстниками
Высокие амбиции далеко не всегда проявлялись в детстве диктаторов в виде лидерских качеств.
Например, у Пола Пота в детстве не было друзей, кроме родного брата.
Наполеон Бонапарт подвергался насмешкам сверстников из-за своего корсиканского акцента и нелюбви к французам, что, впрочем, смог преодолеть к подростковому возрасту, став неформальным лидером в школе.
А вот Адольф Гитлер и в детстве, и в юности крайне плохо ладил со сверстниками. По свидетельству очевидцев, он постоянно в чем-то обвинял одноклассников и соседских детей.
Конфликты со сверстниками вполне закономерно вытекают из описанных выше фактов.
Сочетание опыта насилия в семье, невозможности реализовать себя там, где хочется, с высокими амбициями делает невозможной дружбу с другими детьми.
Дружеские отношения требуют гибкости, способности принять недостатки другого, умения сочувствовать – в общем, ровно противоположных навыков, которые формировались в их семья.
Физические недостатки или ограничения
Изучение биографий мировых злодеев и диктаторов чем-то похожа на медицинский справочник.
Йозеф Геббельс, идеолог антисемитизма в нацистской Германии, в 4 года перенес остеомиелит, и из-за хромоты не был принят на военную службу.
Травма ноги Аугусто Пиночета уже была упомянута выше, однако следует добавить, что больше полугода он не мог ходить и, в дальнейшем, последствия серьезного перелома давали о себе знать.
Гитлер перенес серьезное воспаление легких, из-за которого даже был вынужден на время оставить школу.
А Сталин имел многочисленные телесные дефекты: сросшиеся второй и третий пальцы на левой ноге, лицо в оспинах, ограниченную подвижность левой руки из-за травмы, полученной в 6-летнем возрасте в результате наезда фаэтона.
Сказанное вовсе не означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют диктаторские замашки.
Наоборот, все мы знаем о возможностях компенсации имеющихся проблем через творчество, науку, спорт и другие «мирные» сферы деятельности. Однако такая компенсация возможна только благодаря активному участию родителей в этом процессе. Оно необходимо на всех этапах воспитания ребенка: от выбора наиболее перспективной области развития до регулярного сопровождения на тренировки, соревнования и конкурсы.
Фото: МИА «Россия сегодня», Legion-Media.ru