10 каверзных детских вопросов, которые озадачат любого взрослого
© Shutterstock/VOSTOCK
А рассказала нам об этом наш постоянный эксперт — Наталья Фесенко, основатель петербургской сети билингвальных садов CDF.
Как только ребенок начинает говорить, на родителей и воспитателей незамедлительно обрушивается шквал вопросов: «почему?», «зачем?», «откуда?». На большинство из них мы отвечаем, не задумываясь, однако некоторые могут застать нас врасплох. Да, конечно, все мы изучали биологию в школе и знаем, что такое фотосинтез. И все же, услышав вопрос «Почему трава зеленая?», мы не пускаемся в долгие объяснения о химических реакциях. Согласитесь, тут нужен совершенно другой подход.
Ребенок только начинает познавать мир, и невозможно даже представить, сколько мыслей и вопросов обрабатывает юный пытливый ум ежеминутно. Спрашивая, ребенок надеется получить четкий и понятный ему ответ.
Так уж вышло, что на самые интересные и важные вопросы ответы далеко не всегда могут быть простыми!
Давайте попробуем подготовиться заранее и ответить на каверзные вопросы так, чтобы это удовлетворило детское любопытство. Представляем вам подборку самых интересных вопросов и ответов, которые прозвучали в нашем саду.
Спрашивает Маша, 3,5 года: «Почему глаз два, а рот один?»
Как отвечать. Некоторые органы человека симметричны, а некоторые только в единственном экземпляре. Два глаза и два уха даны живым существам для того, чтобы видеть и слышать со всех сторон.
К тому, кто всегда наготове, очень сложно подкрасться незаметно.
Рот у нас один для того, чтобы еда не заблудилась по дороге в наш желудок, который, в свою очередь, тоже в единственном экземпляре и прекрасно справляется со своей функцией самостоятельно.
Спрашивает Сережа, 4 года: «Что такое запах?»
Как отвечать. У человека пять чувств: глазами ты видишь, ушами слышишь, руками можешь потрогать, ртом пробуешь на вкус, а носом чувствуешь запах.
Природа подарила нам так много возможностей для того, чтобы все живые существа могли как можно полнее прочувствовать ее многообразие, а также для того, чтобы они могли общаться друг с другом или, наоборот, избегать чего-то неприятного или опасного. Запах — это крошечные невидимые частички вещества, летающие в воздухе и попадающие к нам в нос. Они предупреждают нас о приближении этого предмета.
Спрашивает Оля, 4 года: «Почему облака не падают на землю?»
Как отвечать. Ну, во-первых, очень даже падают. Ведь дождь и снег — это не что иное, как пролившиеся на землю облака, не так ли? А во-вторых, белые облака, которые мы видим на небе, не падают, потому что они легче воздуха!
Вокруг нас не пустота: воздух состоит из крошечных частиц, которые не заметны нашему глазу.
Мы совершенно не чувствуем их, потому что привыкли к тому, что эти частицы всегда вокруг нас. Именно они и поддерживают легкие белые облака до той поры, пока те не станут слишком тяжелыми и не прольются на землю осадками.
Спрашивает Таня, 5 лет: «Зачем людям дети?»
Как отвечать. Этот вопрос и самый сложный, и самый простой одновременно. Однако, когда его задает маленький ребенок, ответ напрашивается сам собой: дети не «зачем», а «от чего»!
От очень большой любви родителей, у которых этой любви было так много, что им просто необходимо было ее кому-то подарить.
Семья — это то, к чему все люди стремятся, а ребенок — важная ее часть.
Ну и, конечно, стоит упомянуть, что все люди когда-то были детьми, потом выросли и стали взрослыми, завели своих детей, чтобы у тех тоже родились дети — так и продолжается жизнь на планете.
Спрашивает Сима, 3,5 года: «Почему вода мокрая?»
Как отвечать. У каждого вещества бывают три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Вода жидкая, а значит, частички, из которых она состоит, прикреплены друг к другу не очень плотно. Когда мы касаемся воды, часть этих частичек остается у нас на руках, создавая впечатление, что нас намочили. Так происходит не только с водой, но и с любой жидкостью.
Спрашивает Миша, 5 лет: «А взрослым все можно?»
Как отвечать. Этот вопрос из совершенно другой области. Можно сказать, философский. Да, взрослым действительно позволено больше, чем детям, но далеко не все.
В жизни каждого человека, который живет в обществе, существует немало ограничений. Правила и запреты просто необходимы нам для того, чтобы комфортно уживаться с другими людьми. И пусть взрослым можно не ложиться спать вовремя, есть очень много вещей, которые делать не стоит никому, вне зависимости от возраста.
Спрашивает Даша, 4 года: «Что такое время?»
Как отвечать. Время — это то, что помогает людям отмерить определенный срок. Минуты, часы и годы придумали для того, чтобы проще было считать, сколько кому лет, как долго варить суп или когда нужно прийти на встречу, чтобы не опоздать.
Время нельзя увидеть или потрогать, время не витает вокруг нас, как частички воздуха.
Зато за движением времени очень легко следить по движению секундной стрелки на часах.
Спрашивает Алена, 3,5 года: «Почему самолет не машет крыльями?»
Как отвечать. Потому что это самолет, а не птица. Птица машет крыльями, чтобы поднять себя в воздух, а у самолета для этого есть двигатели. Крылья нужны самолету, чтобы держаться в воздухе, так что лучше бы им быть прямыми и несгибаемыми.
Спрашивает Тимур, 4 года: «Зачем мне спать?»
Как отвечать. Кто бы спорил, спать порой бывает скучно, а засыпать еще скучней. Тем не менее сон — важнейшая часть нашей жизни. Все живые существа на планете обязательно проводят немало времени во сне.
Даже если кажется, что ты совсем не устал, организм может думать иначе.
Во сне расслабляются мышцы, а мозг получает возможность переработать всю информацию, полученную за день, и тоже немножко отдохнуть. А еще во сне организм растет с удвоенной силой.
Спрашивает Соня, 5 лет: «Кто придумал слова?»
Как отвечать. Слова — способ общения людей. Слов в нашей речи невероятное множество, и каждое из них обозначает что-то свое. Слово — своеобразный сигнал, который мы подаем другому человеку. Кошки используют для этого «мяу», собаки «гав», а вот у человека намного больше поводов пообщаться, поэтому еще очень давно простые звуковые сигналы он стал создавать так, чтобы они отличались друг от друга.
Многие слова достались нам от наших предков, но многие мы придумываем и сейчас. К примеру, еще несколько лет назад никто не знал слова «Фиксики», но однажды новый мультик решили назвать непохожим ни на что словом, и теперь мы знаем его и используем.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK