Все плюсы и минусы покупки франшизы для открытия детского сада
Франшиза детского центра, детского сада, языкового центра и так далее — очень популярный товар. Часто франшиза преподносится так: купи и получай денежки, мы все сделали за вас. Посмотрите, как это выглядит на самом деле.
Вглядитесь в себя
Франчайзинг — не для гордых и независимых. Надо быть готовым к тому, что вашу работу будут строго контролировать.
Покупка франшизы предполагает покупку работающей бизнес-модели и зарегистрированного товарного знака.
Такие вещи нарабатываются годами, и мало кто хочет потерять их в результате некачественной (в том числе нестандартной) работы. Более того, франчайзер обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) его франчайзи (ст. 1031 ГК РФ).
Франшиза или свое дело
Минусы франчайзинга при определенном характере могут обернуться плюсами.
Отказавшись от полной самостоятельности, вы приобретаете работающую бизнес-модель, поддержку, обучение, работу под известным и уважаемым брендом. Как правило, не требуется быть бизнес-зубром: хороший франчайзер будет обучать, консультировать, настаивать на конкретной методике, то есть делать все, чтобы вы не прыгали на традиционных граблях. Затраты на собственный бизнес подсчитать не всегда возможно, а франчайзер может помочь спланировать потенциальный доход и предстоящие расходы.
Вы ощущаете в себе потенциал самостоятельно решать задачи менеджера, дизайнера, рекрутера, маркетолога, юриста? У вас имеется несомненная педагогическая «фишка» (и хорошо бы защищенная в Роспатенте)?
В таком случае франшиза вам ни к чему.
Собственный бизнес — это неизведанное, порой незнакомое шоссе, а бизнес по франшизе — благоустроенный платный хайвей с заправками, кафе и местами стоянок.
Также все равно придется регистрироваться (как ИП или как фирма), причем ДО подписания договора.
И думать придется самим. И искать помещение, и соблюдать санитарные нормы, и общаться с родителями, и тому подобное.
Франчайзер, который гарантирует 100% успех только потому, что вы купили именно его франшизу, — неудачный вариант. К слову, по международным стандартам он вообще не имеет права этого делать.
Даже если франшиза не приносит дохода, платить за нее периодические платежи (роялти) все равно придется.
Наконец, если франчайзер обанкротится или по каким-то другим причинам решит «прикрыть лавочку», то придется или искать другую франшизу, или начинать все самостоятельно.
Как выбрать надежную франшизу
Нашли в Интернете выгодное предложение по «детской» франшизе? Первое, что делаем — проверяем, есть ли у франчайзера права на товарный знак и вправе ли он передавать их кому бы то ни было.
Печально, но большинство «франшиз» создаются для того, чтобы собрать деньги под видом «паушального взноса», а потом просто исчезнуть.
Далее — обязательно посещаем франчайзера. Нелюдимый франчайзер — плохой вариант, как же он будет поддерживать нас, консультировать, обучать?
Должно насторожить приглашение прийти на какое-то массовое мероприятие, причем на нейтральной территории. Если вам отказывают в индивидуальной консультации, в отправке коммерческого предложения, то или во франчайзинге тут вообще никто не заинтересован, или вы столкнулись с аферистами.
Следите за тем, что подписываете
Под видом франшизы часто заключают лицензионный договор. Между тем франшиза — это инструмент для создания полноценного бизнеса, это длительное и тесное сотрудничество со «старшим братом», консультации, обучение, техническое и методическое содействие, преимущественное право на заключение договора на новый срок и так далее.
А лицензионный договор — это передача товарного знака и только.
Хотите «голый» товарный знак — оформляйте лицензионный договор, на большее не рассчитывайте.
Или из этого оценивайте цену, которую вам предлагают заплатить.
Обратите внимание на регистрацию товарного знака
Что же, будет регистрация — будет и разговор. Покупая франшизу, вы покупаете в том числе и право на товарный знак (ст. 1027 ГК РФ).
Предложения подписать какой-то протокол о намерениях (договор о партнерстве и тому подобное), чтобы избежать регистрации товарного знака,
следует воспринимать как призыв заключить притворную сделку, с точки зрения закона ничтожную (п. 2 ст. 170 ГК РФ).
Вопрос цены
Покупая франшизу, вы как бы возмещаете затраты на разработку и регистрацию товарного знака, на рекламу, на маркетинг, на обучение.
Если это так дешево стоит, то надо ли за это вообще платить?
Если вам предлагают просто место на раскрученном сайте, да еще и платить за каждого привлеченного ребенка — подумайте, не логичнее ли потратить куда более скромную сумму на развитие самостоятельного бизнеса?
Часто как франшизу продают просто пачку бумажек под красивым названием «бренд-бук», хотя нешуточный паушальный взнос разумно платить только за франшизу, то есть передачу права на зарегистрированный товарный знак, отработанную модель бизнеса, поддержку и обучение персонала, консалтинг и так далее.
Срок окупаемости — 24 часа?
Обещают, что все затраты окупятся почти тотчас? Имеет смысл вежливо попрощаться.
Первоначальный (паушальный) взнос, если все пойдет хорошо, может окупиться месяца за два-три. А еще надо найти, арендовать, оборудовать помещение, организовать работу, искать клиентов, нанимать людей, платить обязательные платежи. Роялти (периодические платежи) тоже платить надо.
В лучшем случае «детский» проект начнет приносить прибыль через год.
Коллег надо знать в лицо
Запросите у потенциального франчайзера имена и адреса всех действующих франчайзи, статистику по количеству франчайзи за последние три года и по прекращению договоров (сколько франчайзи прервали договор и по каким причинам).
А потом проверяем, на самом ли деле эти люди работают и все ли у них хорошо.
Увы, часто достаточно совершить один звонок или проехаться до указанного адреса, чтобы убедиться, что никакого франчайзи там нет.
Если же франчайзи вообще еще нет, если франшиза «инновационная», «не имеющая аналогов» и тому подобное, то это как бы не криминал (если франчайзер недавно зарегистрирован).
Многие молодые, успешные, амбициозные горят желанием поделиться своими наработками с миром.
Иное дело, хотите ли вы стать подопытным кроликом, на котором будет обкатываться бизнес-модель.
Отдавать немалые деньги за то, чтобы фактически проходить путь самостоятельно, сомнительное удовольствие.
С другой стороны, если франшиза ОЧЕНЬ популярная, то надо оценивать количество коллег-конкурентов. На бумаге все мы — команда, на деле же слово «коллеги» — не более чем красочная метафора. Клиентов будут переманивать совершенно не по-дружески.
Финансовая поддержка
Нет, франчайзер не будет оказывать такую поддержку. Как максимум, вам очертят средний объем вложений — на открытие, на первые полгода, на каждый сезон и тому подобное (без учета ваших собственных расходов).
На начальном этапе необходимо располагать суммой первоначальных инвестиций плюс как минимум треть от этой суммы.
Бывает, франчайзер упирает на то, что покупатель именно его франшизы обязательно получит поддержку от государства. Вообще-то бизнесмены, работающие в сфере социального предпринимательства, и так могут рассчитывать на субсидирование расходов. Например:
• на создание частных дошкольных учреждений (до 15 млн. руб.);
• на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности (до 1,5 млн. руб.).
Для уточнения деталей надо обращаться не к франчайзеру, а в уполномоченный орган в вашем регионе (фонд развития предпринимательства).
Отдельные программы поддержки реализуют Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства.
В заключение — самое важное: вернуть первоначальный взнос просто потому, что франшиза не оправдала вашего доверия, невозможно.
Бизнес люди ведут самостоятельно, на свой риск (ст. 2 ГК РФ). И потери вследствие принятого необдуманного решения полностью лягут на того, кто это решение принял.
Фото: Legion-Media.ru