Опубликовано 03 октября 2013, 14:27

Подростковый риск: когда и как начинать?

К подростковому возрасту, да и уже будучи подростком, ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. Что ему может в этом помочь?
Подростковый риск: когда и как начинать?

Подростковый риск: когда и как начинать?

Чем ближе ребёнок к подростковому возрасту, тем больше мыслей у родителей, о том, что будет дальше. Ведь совершенно невозможно предсказать, как ребёнок изменится. Конечно, часть семей уверены в том, что их дитё не станет алкоголиком-преступником- наркоманом. Другие же частенько об этом задумывается. А вдруг попадет в нехорошую компанию или глупость какую сделает. А там вся жизнь под откос.

Действительно, нет никаких гарантий в отношении течения подросткового возраста. Иногда самые хулиганистые дети вдруг берутся за ум, начинают учиться и осуществлять свои планы. Нередко бывает и обратная картина: ранее вполне благополучный ребенок вдруг начинает «дурить» и постоянно влипает во всякие истории.

Одна из причин, по которой происходят подобные изменения - потребность у подростков в риске. По большому счету в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, период, когда еще недавний ребенок должен выйти из круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок и до этого не изолирован от окружающих. Но в то время, когда он принимал не так много самостоятельных критических решений, чаще ориентировался на поведение родителей, их одобрение или порицание. Но потом все меняется. Тинэйджер все хочет делать сам, жить своим умом и стать самостоятельным.

В первую очередь во время становления как личности подросток должен:

  1. Выделиться – приобрести самостоятельность и определиться со своей личностью.
  2. Вписаться – быть принятым у друзей и в подростковом сообществе.
  3. Достичь—найти пути реализации и достижения целей.
  4. Овладеть – обрести способность брать на себя ответственность для достижения целей.

В период подросткового возраста мозг молодого человека или девушки подвергается довольно значительной перестройке. Нервные скопления, ядра и связи, ответственные за эмоции и связанные с социальными ситуациями, становятся более активными, чем раньше. Довольно интересно, что при общении с группой ребят, близких по возрасту, мозг подростка отвечает ярче, чем при общении со взрослыми, в том числе и родителями. Друзья становятся для подростка более значимыми, и это отражается на работе мозга. (12).

Надо отметить, что 15-летние подростки могут рассуждать и строить логические связи на уровне взрослого человека. Человек правильно рассуждает, строит прогнозы своего поведения и поведения других, разрабатывает планы достижения тех или иных целей. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает.

Эта ситуация связана с тем, что в этот период активно формируются связи эмоциональной части мозга (лимбики) с лобной корой. Последняя, ответственна за всю логическую составляющую нашего мышления, контроля своего поведения и эмоций. Так как связей между этими структурами еще все-таки не достаточно, то временами эмоции, мимолетные желания и потребность понравиться сверстникам пересиливают здравый смысл. Большинство взрослых оценивают такое импульсивное поведение подростка, как нелогичное и глупое.

Родители говорят: «Как ты мог до такого додуматься!» или «Неужели ты не знал, чем это кончится?». Для взрослых это действительно странно. Но они имеют уже созревший мозг с большим количеством связей в лобной коре и склонны более эффективно оценивать ситуацию и предсказывать результаты. В большинстве своем они в меньшей степени восприимчивы к влияниям внешней среды . Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь. Дети рискуют неодинаково. И надо заметить, что большинство подростков никогда не переходит черту дозволенного или безопасного.

Выделяют 2 типа рискованного поведения:

Положительный риск. В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как себя подросток ведет. Это и достижение целей, определенных результатов, опробование нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами. В том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать поставленные перед ними жизнью вопросами.

Положительный риск можно подразделить на несколько категорий:

1. Риск, связанный с повседневной жизнью:

  • Социальный ( вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений)
  • Эмоциональный ( признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями)
  • Физический ( занятия экстремальным спортом с учетом безопасности)

2. Школьный риск

  • академический ( выбор занятий и заданий повышенной сложности)
  • атлетический ( умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.) -- внеклассная деятельность ( участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе)

3. Социальный риск

  • участие в волонтерской деятельности
  • работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении
  • начало деятельности связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованиям.

Отрицательный риск.  Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.

Хоть не существует никаких гарантий, что тот или иной ребенок будет в подростковом возрасте «проблемным» или нет, есть определенные закономерности – факторы риска склонности к опасному поведению. 

Факторы риска

  1. Низкое ожидание успеха в жизни. Ребенок не ждет, что он может решить свои проблемы, поступить в ВУЗ, хорошо учиться и быть положительно оцененным окружающими.
  2. Низкая самооценка.
  3. Бессилие перед жизнью. Предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов.
  4. Низкая успеваемость в школе.
  5. «Плохая компания». Такие подростки более склонны идти на поводу друзей, что бы они ни делали.

Факторы снижения риска

С другой стороны существуют и факторы, которые снижают риск опасного поведения:

  1. Внимательное отношение подростка к своему здоровью и деятельность, направленная на его поддержание.
  2. Хорошие и доверительные отношения со взрослыми.
  3. Просоциальная деятельность, включенность в благотворительность.
  4. Наличие друзей с положительными установками в отношении себя и своего будущего. (12)

Стоит так же помнить, что важным фактором для степени и характера рискованного поведения являются давние психотравмы. Они могут неожиданно всплывать в период взросления и значительно влиять на поведение подростка. Если он не может справиться с ними адекватно, то он начинает прибегать к нежелательному поведению.

Кроме различных видов рискованного поведения у некоторых подростков наблюдается полный отказ от риска в своей жизни. Так как они не проходят важный этап своего взросления, они, в целом, гораздо сложнее переносят жизненные сложности, чем дети, берущие положительный риск. Так, подростки, отказывающихся рисковать даже положительно, на 20 процентов чаще употребляют алкоголь и наркотики.

Что могут сделать родители, чтобы уменьшить риск негативных форм риска у своих детей?

  1. Ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
  2. Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
  3. Обучать ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому. 4. Обсуждать с подростком его эмоции, помогать в вопросах, связанных со сложными ситуациями.

Если ребенок не склонен раскрываться полностью (а он и не должен этого делать), необходимо научить его искать помощи у авторитетов, осуществлять поиск ответов на вопросы в Интернете (компьютером пользоваться умеют практически все подростки, а вот использовать его себе на пользу, способны далеко не все).

Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами.