Опека над взрослыми
Опека над взрослыми
Опека может быть установлена над взрослым, т. е. лицом старше 18-ти лет, признанными судом недееспособными по решению суда вследствие психического расстройства. От попечительства опека отличается тем, что опека может быть установлена над ребенком, т. е. лицом до 14 лет, а также над человеком, страдающим психическими расстройствами или недееспособным.
Попечительство устанавливается над детьми от 14 до 18 лет, а также над взрослыми людьми, которые в силу алкогольной или наркотической зависимости не всегда адекватны и могут навредить себе и окружающим. В любом случае, до тех пор, пока решение суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным не вступит в законную силу, каждый является дееспособным. Гражданин может быть признан недееспособным, если вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Это возможно лишь в судебном порядке (ст. 29 ГК РФ).
Перед тем, как обращаться в суд, лучше всего сходить на прием в орган опеки и попечительства (как правило, они располагаются в муниципалитетах), и обсудить сложившуюся ситуацию. В любом случае судебное разбирательство проходит при обязательном участии этих органов. Для принятия решения о признании лица недееспособным у суда должны быть доказательства:
– наличия у гражданина психического расстройства ПЛЮС
– неспособности понимать значение своих действий и (или) руководить своими действиями (волевой аспект).
Таким образом, для признания гражданина недееспособным придется представить доказательства:
– наличие психического расстройства;
– фактов, подтверждающие, что гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими;
– того, что есть прямая связь между психическим расстройством и тем, что гражданин не понимает значения своих действий или не может ими руководить;
– достижения установленного законом возраста гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его недееспособным.
По данным делам нельзя обойтись без заключения судебно-психиатрической экспертизы. Дела о признании гражданина недееспособным – единственный случай, когда закон предусматривает назначение судебно-психиатрической экспертизы. Экспертиза назначается исключительно при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина (ст. 283 ГПК), причем под достаточными данными для назначения экспертизы может пониматься любая информация, позволяющая предполагать у лица определенное психическое расстройство.
Если суд решит, что нет достаточных данных для назначения судебно-психиатрической экспертизы, то он отказывает в ее назначении, дело будет рассмотрено по существу и в результате в удовлетворении заявления будет отказано. При проведении судебно-психиатрической экспертизы эксперт должен решить следующие вопросы:
«Страдает ли гражданин психическим расстройством? Если да, то каким? Каковы степень и характер расстройства?»
«В состоянии ли человек в силу психического расстройства понимать значение своих действий или руководить ими?»
«Способен ли он принимать участие в судебном разбирательстве?».
Как правило, экспертиза проводится с помещением лица в соответствующий диспансер. Возможно и принудительное помещение лица для проведения судебно-психиатрической экспертизы – это решение принимает суд с обязательным участием прокурора, а также органа опеки и попечительства.
ВНИМАНИЕ: запрещается признание судом гражданина недееспособным на основании одного лишь заключения судебно-психиатрической экспертизы.
Как показывает судебная практика, потребуются следующие доказательства:
– справки из медицинского учреждения;
– справки о состоянии на учете в психиатрическом диспансере;
– выписка из истории болезни;
– справки медико-социальной экспертизы.
Доказательством того, что вследствие психического расстройства человек не может понимать значения своих действий или руководить ими, могут быть также свидетельские показания, ранее проведенные судебно-психиатрические экспертизы и т. д. Следует понимать, что человек по умолчанию считается дееспособным (по наступлении определенного возраста или обстоятельств). Это так называемая презумпция дееспособности лица.
Следовательно, доказывать недееспособность человека обязан тот, кто ставит вопрос об этом, т. е. заявитель. Гражданин, признанный судом недееспособным, имеет право обжаловать решение суда в апелляционном порядке. Если гражданину не была предоставлена возможность изложить суду свою позицию, и суд первой инстанции все равно принял решение о признании гражданина недееспособным, то такое судебное решение может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке.
Если же принято положительное решение, и оно вступило в законную силу, то следует снова обратиться в органы опеки и попечительства. Отказ в установлении опеки может последовать в следующих случаях:
• если сам заявитель признан судом недееспособным или ограниченным в дееспособности;
• если заявитель является несовершеннолетним;
• если у заявителя нет регистрации на территории РФ;
• если у заявителя отсутствуют документы, удостоверяющих его личность, а также иные документы, имеющих юридическую значимость для исполнения государственной функции по установлению опеки, или заявитель отказывается их представить;
• если имели место и подтверждены факты недоброжелательного отношения между заявителем и лицом, нуждающимся в опеке;
• если заявитель характеризуется отрицательно;
• если заявить неспособен выполнять обязанности опекуна.
Родство с недееспособным – это плюс, поскольку если есть два лица, желающих стать опекунами, то выбор делается в пользу родственника.
Необходимые документы:
• решение суда о признании гражданина недееспособным (при наличии данного документа у заявителя);
• заявление гражданина, выразившего согласие стать опекуном, в котором должно быть указано Ф. И. О. и дата рождения недееспособного, его адрес, реквизиты судебного решения о признании недееспособным и четко выраженное согласие заявителя стать опекуном;
• паспорт заявителя и паспорт гражданина, нуждающегося в опеке и их копии, удостоверенные в установленном порядке;
• правоустанавливающие документы на ценное движимое и недвижимое имущество гражданина, нуждающегося в опеке и их копии, удостоверенные в установленном порядке (при наличии данных документов у заявителя);
• справки с места жительства о составе семьи гражданина, нуждающегося в опеке;
• справки из медицинских организаций: (психоневрологической, наркологической), выданные на имя заявителя.
При необходимости органы опеки вправе запрашивать в компетентных органах иные документы, необходимые для исполнения государственной функции по установлению опеки, в зависимости от обстоятельств в т.ч.:
• характеристики с места работы;
• сведения о наличии (отсутствии) непогашенной судимости;
• сведения о заявителе от участкового и т. д.
Специалисты органов опеки осуществляют обследование условий жизни как самого недееспособного, так и кандидате в опекуны. Как правило, это мероприятие сводится к следующим действиям:
• осмотр жилых помещений;
• беседа с членами семей, в ходе которой могут задаваться вопросы о наличии у недееспособного гражданина движимого и недвижимого имущества, источников дохода и т. д.
• беседа с третьими лицами (как правило, соседями), которые могут дать информацию как о недееспособном, так и о кандидате в опекуны.
Эти мероприятия могут продолжаться от двух до семи часов.
Результаты обследования отражаются в акте о результатах первичного обследования условий жизни гражданина. После того, как будут закончены все проверки, орган опеки дает заключение о правомерности и целесообразности назначения данного кандидата в опекуны – опекуном, которое содержит оценку нравственных и иных личных качеств кандидата в опекуны, а также его способность к выполнению обязанностей опекуна в отношении конкретного гражданина, признанного судом недееспособным. Заключение может быть как положительным, так и отрицательным. После принятия положительного заключения готовится проект распоряжения об установлении опеки и назначении гражданину, признанному судом недееспособным, опекуна.
Отрицательное заключение является основанием для подготовки уполномоченным должностным лицом проекта отказа в назначении кандидата в опекуны – опекуном. Проекты передаются на рассмотрение и подпись руководителю территориального управления органа субъекта РФ, в чье ведение входят вопросы социального развития, опеки и попечительства. После того, как подписанное решение возвращается в орган опеки:
• оригинал его направляется опекуну по почте или вручается лично под роспись;
• в налоговые органы направляются данные об установлении опеки;
• сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи подопечного, являющегося собственником данного жилого помещения, направляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Действия или бездействие органов опеки и попечительства могут быть обжалованы как во внесудебном порядке (путем направления жалоб в вышестоящие органы), так и в судебном порядке.