Андрей Василенко: "Паровозия родилась из увлечения наших детей"
Андрей Василенко: "Паровозия родилась из увлечения наших детей"
Это интервью начинается с длинной личной предыстории, но я надеюсь, она вас не утомит - зато будет лучше понятен смысл проектов, которые делает наш сегодняшний гость.
Наверное, конструкторы - это какая-то недоигранная часть моего детства. В прошлом году я решил написать об этом статью на "Летидоре", а в итоге получилось целых шесть обзоров: от необычных кубиков до сложных технических наборов с шестеренками и моторами. Большинство из этих игрушек мы тестировали у себя дома. При этом выявились две проблемы.
Во-первых, многие продвинутые конструкторы не продаются в России. Во-вторых, даже если они продаются, то это довольно дорого. Ну, мне проще: у меня трое детей. Не успел старший сын наиграться в Saxoflute, Zoob, Bygga, FridgiGears или электронный "Знаток", как за те же наборы принимается его сестра, а там и самый младший наш, Лёва, подтягивается. Так что овчинка стоит выделки.
Но родителям, у которых один ребёнок, сложнее решиться на покупку конструктора за три-пять тысяч. А если они заметят, что дорогая игрушка надоела за пару дней, то второй такой "ошибки" не будут делать. Тут кроется третья проблема с продвинутыми конструкторами: сами родители должны быть достаточно продвинутыми, чтобы увлечь детей такой игрой.
Именно поэтому в одном из обзоров возникла мысль, что сложными техническими конструкторами ребёнку лучше заниматься не дома в одиночку, а в подходящем коллективе - вроде кружка или мастерской. Это и расходы сокращает (не нужно покупать каждому дорогой набор), и дает возможность поучиться у тех, кто уже овладел.
Ровно такую идею реализует на своих мероприятиях клуб "Игровая галерея". Начали они год назад с "Паровозии", огромной игротеки одного конструктора, известного всем как игрушечная железная дорога. Хотя набор там был, конечно, не один: самые разнообразные паровозики, соединения рельсов, краны и прочая железнодорожная техника, с которой некоторые малыши возились по несколько часов, удивляя своих родителей.
Постепенно "Игровая галерея" расширяла ассортимент игр, и в этом году в октябре открыла "Ярмарку Конструкторов".
Признаться, когда мы туда шли с Китом и Евой, я немного сомневался: мои дети повидали уже всяких необычных конструкторов, будет ли им интересно?
Оказалось, сомнения напрасны: каждый сразу нашел для себя то, во что ещё не играл. Кит увлеченно собирал роботов Huna, а Ева строила светящиеся города из LaserPegs.
А я ходил из комнаты в комнату и наблюдал, как множество других детей и родителей осваивают магнитный Magformers, гибкий Bricks, щеточный Interstar, необычные кубики Wedgits - и ещё десяток других конструкторов, которых так не хватало в нашем детстве.
А потом мы поговорили с руководителем "Игровой галереи" Андреем Василенко о том, с чего всё начиналось и куда дальше движется эта новая для России индустрия публичных игротек.
- Кем ты работал до того, как открыть "Игровую галерею"? Просто интересно, как происходит у людей вот такое переключение на совершенно новое дело...
- Я работал финансистом в одном из крупнейших банков России. По сути, управлял бюджетом административно-управленческих расходов целой группы банков и финансовых компаний, рассчитывал аллокацию расходов по бизнес-направлениям, вел проекты автоматизации бюджетирования - и был весьма далек от детского досуга.
Но так бывает, что будучи успешным в одном деле, хочется попробовать себя в чем-то другом, чтобы было «для души». Нашу первую Беговелогонку мы провели в мае 2012 года, параллельно с основной работой. Получилось очень даже неплохо – мы собрали около 100 детей-участников, всем очень понравилось.
Потом стало ясно, что делать сложные проекты параллельно с основной работой не получится. Для того, чтобы вышло хорошо – нужно очень постараться, вложить много времени, усилий, ресурсов. Посоветовавшись с супругой, мы решили рискнуть и открыть собственный проект «Игровая галерея». Финансово он пока очень далек от зарплаты в банке, но доставляет много удовольствия и развивается. Поэтому – работаем и смотрим в светлое будущее.
-
Откуда возникла идея Паровозии? Попадались ли вам раньше аналогичные проекты?
-
Паровозия родилась из увлечения наших детей. Старшему сыну довольно долго не покупали деревянную железную дорогу с мыслью «ну зачем ему такое, во подрастет – купим хорошую, красивую и интересную». Но в каком-то клубе он 40 минут катал паровозик по маленькому колечку из деревянных рельс "Икеа", после чего мы купили ему несколько наборов, чтобы было интересно играть. А потом узнали, что есть интересные совместимые наборы, поезда и дополнительные элементы от Brio, Woody и других компаний. И понеслось… Постепенно у нас начали появляться станции, стрелки, дополнительные рельсы, семафоры со стрелкой, поворотный круги… В квартире стало тесновато.
В феврале 2012 мы были в Берлине, и конечно же не могли пройти мимо железнодорожной экспозиции «Мини-Берлин». Там все очень красиво сделано, маленькие копии Бранденбургских ворот, Рейхстага, других известных зданий. Движение поездов запрограммировано, раз в 20 минут сменяется освещение – день-ночь, взлетают самолеты, красиво…
Но всё это за стеклом, трогать нельзя – очень хрупкие детали и дорогие. Дети с горящими глазами смотрели на этот праздник, но осознав, что на это можно только смотреть, довольно быстро заскучали. Выстраивались в очередь к единственному стенду, где можно было что-то сделать самому – запустить по кольцу один из трех поездов, и управлять скоростью, с которой он движется. И мы подумали: а что, если сделать что-то такое же масштабное – но такое, чтобы играть, а не смотреть… Например, как «Город Будущего» у Lego, который приезжал в Москву в 2011 году.
Потом шли долгие месяцы обдумывания и тщательного проектирования площадки с использованием лучших наработок в области психологии, педагогики, организации мероприятий… Мало кто тогда верил, что эта идея будет работать. Но нам удалось убедить руководство детского центра "Ого-город" у метро "Тульская" выделить нам большой экспо-зал на 10 дней. В ноябре 2012-го в период осенних каникул мы запустили первую Паровозию.
Ещё об аналогах: есть музей Brio, старейшего производителя игрушечных железных дорог с деревянными рельсами. Но мы до него не доехали и точно не можем сказать, как устроено в нем игровое пространство. Есть хорошие экспозиции с миниатюрными железными дорогами. Это не игрушки, а модели, с очень точной детализацией, продуманными ландшафтами, мелкими деталями. В России есть такой музей, в Санкт-Петербурге. Но это именно красивое зрелище, игрушка для взрослых коллекционеров.
- Почему вы начали именно с железной дороги, а не с каких-нибудь машинок или кубиков?
- В паровозиках есть что-то магическое. Ни в машинках, ни в кубиках этой магии нет. Может быть, в конструкторах?
- Тем не менее, ассортимент ваших мероприятий расширяется. По какому принципу? И можно ли уже сейчас сказать, какие игротеки будут популярны в России?
- Мы каждый раз стараемся внести на площадку Паровозии что-то новое и интересное. Что-то приходит, что-то уходит, а какие-то хорошие идеи остаются или выделяются в отдельные проекты.
В этом году мы попробовали летний проект "Аква-садик", элементы нескольких других площадок. А сейчас запустили "Ярмарку конструкторов" – это отдельный проект. Она ориентирована на чуть более старших детей (5-12 лет) и направлена на развитие творчества через многообразие форм. Ведь на этой площадке одновременно представлено более 10 конструкторов с принципиально различными концепциями сборки!
У нас ещё много хороших идей, которые будем постепенно воплощать в жизнь. В России есть потенциал по развитию детских игротек. Но создать хорошее игровое пространство весьма непросто. Аниматоры-развлекатели всем приелись, собрать вместе много игрушек – не работает. Нужен секретный ингредиент, чтобы пространство стало по-настоящему увлекательным.
- Как семья помогает в организации Паровозий и Ярмарок Конструкторов?
- "Игровая галерея" – это наш семейный бизнес. Так что семья не просто помогает, а полноценно участвует – и в подготовке, и в проведении, и бэк-офисом работает…
- Я видел родителей, которые жалуются, что покупать билеты на всю семью выходит дороговато. Дескать, "играть будут только дети, а не родители, зачем же и родителям билеты покупать". Что вы на это отвечаете?
- В Москве проводится очень много разных мероприятий, по самым разным ценам. Есть бесплатные мероприятия, которые проводятся за счет государства или спонсоров. Некоторые наши мероприятия также бесплатны. Например, Беговелогонка, или Паровозия на фестивале Старт-Ап, или в День защиты детей. Есть в Москве и много других детских мероприятий, где каждый человек платит по 1-2 тысячи и не сомневается, что так надо. Цены на наши мероприятия – более чем демократичны, учитывая те возможности, которые получают и дети, и взрослые.
Кстати, с недавнего времени у нас появилась возможность бесплатно посетить мероприятие и даже заработать. Можно участвовать в розыгрышах пригласительных билетов, а можно помочь в проведении мероприятия.
Ну а если ничего делать не хочется, но хочется все получить бесплатно – нужно всего лишь дождаться, когда будет проводиться бесплатное мероприятие.
- Чем порадует Паровозия на свою годовщину? И что ещё интересного планируете?
- Годовщина – это звучит очень грозно, особенно для проекта, которому исполняется лишь год! Конечно же, мы приготовили много новинок и подарков – игры от "Банды умников", железнодорожные мастер-классы от "Умной бумаги", экскурсии по музею Железнодорожного транспорта и многое другое для посетителей "юбилейной" Паровозии 1-10 ноября.
На Ярмарку Конструкторов у нас грандиозные планы. Список конструкторов "на будущее" - даже больше, чем список конструкторов, уже участвующих в Ярмарке. Этот проект получился более мобильным, что позволит нам "довезти" его во многие места. Планов на другие тематические игровые галереи у нас тоже много, приходите!
Фото: "Игровая Галерея"