Жестокие игры: стоит ли детям играть в войнушку?
Жестокие игры: стоит ли детям играть в войнушку?
Игра – едва ли не основная деятельность ребенка. Это способ познания мира и собственной в нем роли. По мере взросления вид и предмет игры ребенка претерпевает кардинальные изменения. И если в возрасте 3-х месяцев малыш с упоением забавляется с погремушкой, то в возрасте 3-х лет ребенок уже копирует взрослые игры, которые часто бывают жестокими. Игра в войну порой становится любимой игрой в жизни ребенка от 3-х до 8 лет. Как к ней относится взрослым и что она дает детям? Взглянем на этот спорный вопрос с двух сторон.
Даме – цветы, детям – мороженое. Или нет: мальчикам – пистолетики, девочкам – куколки. Стереотип или сложившаяся веками под грузом развития общества схема? По словам Джошуа Вайнер (Joshua Weiner), детского и подросткового психиатра из США, штата Вирджиния, «…стоит лишь посмотреть вокруг, чтобы ответить на этот вопрос. Детские игры в войну - это результат влияния на ребенка, как генетики, так и современного мира». Мужчины, издревле решавшие все вопросы силой, уже в детстве проявляют свои генетические наклонности. Желание победы и самоутверждения, подкрепленное увиденным с экрана, порой находит воплощение в играх.
Игра в войнушку: «за»
Родители, руководствуясь мыслью о невозможности изменения сложившейся ситуации, позволяют детям «убивать» друг друга понарошку потому что:
-
С генетикой не поспоришь. Генетика или история развития общества привносят свои правила в типовые игры детей разного пола. Если девочки играют в дочки-матери, готовясь стать матерями в будущем, то мальчики играют в войну, желая стать защитниками своих семей.
-
Игра в плохого и хорошего есть ни что иное, как воспитание морали. Игра есть игра, это выдумка и все в ней не по-настоящему. Не настоящие монстры, полицейские, грабители. Перевоплощаясь в героев Звездных войн или Гарри Поттера, дети играют по извечным правилам жизни, где добро борется со злом. Изучая, что плохо, а что хорошо, дети познают принципы нравственности и морали.
-
Игра в войну – вопрос борьбы за спасение людей. Чаще ребенок играет роль спасителя-освободителя: «Я спасу тебя!» - кричит он, стреляя во врага.
-
Игра помогает побороть страхи. У детей их бывает много. Они самые разнообразные и непредсказуемые: боязнь темноты, собак, клоунов или мультяшных монстров. Играя с оружием и побеждая воображаемых врагов, ребенок преодолевает чувство страха, убеждаясь в своей силе.
-
Военные действия – это просто фантазия. Дети не воспринимают войну так, как воспринимаем ее мы. Они не понимают, что пуля ведет к смерти человека и горю любящих его людей. Для них оружие это просто предмет, обладающей некой силой, которую они и пытаются исследовать. Поэтому не стоит бояться, что играя в войну, ребенок вырастит воинственным и агрессивным человеком. Ведь, играя в пиратов, дети не становятся ими во взрослой жизни.
-
Активный - не значит агрессивный. Играя в войнушку, дети развивают двигательную активность и ловкость. Нельзя же все время только собирать конструктор и катать машинки?
-
Игра как способ самоутверждения. Даже маленькому мужчине нужно почувствовать себя победителем. Игра в войну – возможность почувствовать свою силу и силу оружия, которым он обладает.
-
Запретный плод сладок. Ребенок имеет право примерить на себя разные роли в детстве в процессе игры. Так он развивается более гармонично. Если запрещать ему играть с пистолетом, то он будет стрелять из ложки, но уже за вашей спиной, то есть без вашего контроля.
-
У жестокости другие корни. Вырастет ли из играющего в войну ребенка жестокий человек? Нет, потому что жестокие взрослые люди в детстве проявляли свою жестокость иначе, например, к животным. Они были чересчур замкнутыми в себе, как будто обиженными на всех детьми. Именно такие психологические расстройства ведут к нарушениям адекватного поведения в будущем. К тому же гораздо больший негативный эффект на ребенка производят ссоры родителей с применением жестокости, чем безобидная игра в войну ребенка из благополучной семьи.