Здесь был «Летидор»: спектакль инклюзивной театральной студии «Сны Алисы»
Прикоснитесь к сказке вместе с нами!Идея проекта «Сны Алисы» (@alice_inclusive) принадлежит благотворительному фонду «Семейная в помощь» (@semeynaya.help), а реализуется он при поддержке еще одного фонда — «Гольфстрим».
Редакторы «Летидор» Анна Егорова и Ольга Рудашевская побывали на репетиции и на спектакле «Колыбельная Пушкина» и теперь рассказывают, что такое настоящая инклюзия.
Обычные дети
Детский центр «Вместе весело шагать» на «Савеловской». Мы звоним в домофон, нам открывает мужчина. По левую руку от входа небольшая раздевалка, два туалета, по правую — длинный коридор, в конце которого на диванчике развалились несколько подростков — они перекидываются фразами, смотрят в смартфоны.
«Здравствуйте, я — Никита, приятно познакомиться, располагайтесь», — из ближайшей к нам комнаты выходит светло-русый кудрявый мужчина и жестом приглашает нас войти.
Это режиссер театральной студии Никита Малышев. Его работа в студии — не первый инклюзивный проект, в котором он принимает участие. С 2016 по 2019 годы он помогал ставить спектакль для незрячих детей «Потрогай солнце» — постановка была построена на прикосновениях, запахах и звуках.
«Это был интересный опыт. Так у меня и закрутилось с инклюзией», — делится Никита. Проект «Потрогай солнце» был реализован во многом благодаря его продюсеру, Любови Ковалевой. Именно Любовь вместе с главой фонда «Семейная в помощь» Константином Симкиным разработала концепцию работы студии и является ее бессменным идейным вдохновителем. Уже в самом начале работы было решено, что в студию принимают всех детей — ведь все дети талантливы!
В коридоре стоит шум-гам, как во время школьной перемены. Дети, как горох, рассыпаются во все стороны, и я никак не могу понять, где же эти ребята с особенностями, которых мы приехали снимать. Мы заходим в комнату. В ней два мальчика: один — высокий и выглядит очень взросло, второй — пониже, средней комплекции, с морковкой в руке. Вася и Дима репетируют «Сказку о попе и о работнике его Балде». Тот, что повыше, играет попадью и Балду, другой — попа. Васе надо быстро перевоплотиться из Балды в попадью, для этого он должен накинуть на голову платок — но каждый раз он покрывает голову не так, как надо, закидывая платок острым концом не на шею, а на лоб. Это выглядит ужасно комично. Никита старается найти способ, чтобы у Васи получилось накинуть платок правильным образом, но ничего не выходит. В это время Дима съедает почти весь реквизит попа — морковку.
«Оставь немного для репетиции», — просит Никита. Вася задумчиво останавливается — в руке у него маленький огрызок морковки — как раз хватит, чтобы прогнать сценку еще раз. Никита сидит на полу и помогает мальчикам войти в роль, разговаривая то тонким голосом попадьи, то низким попа.
«Петя, ты хочешь зайти? Заходи, можешь посидеть с нами, только тихо», — Никита обращается к лохматой мальчишеской голове, которая возникает из приоткрывшейся двери и тут же исчезает.
Когда репетиция сценки окончена, режиссер объявляет перерыв, актеры отправляются к своим друзьям и родителям в коридор. Каждую сценку ее участники репетируют отдельно друга от друга, по очереди.
Мы просим Никиту рассказать, как он работал над первым спектаклем студии.
_«Когда меня позвали сюда режиссером, мне сказали, что сразу несколько ребят будут на колясках. Мы ставили спектакль по "Алисе" Льюиса Кэрролла, и я уже придумал сценку с гонками на колясках. А потом я пришел знакомиться с детьми, и оказалось, что на коляске только одна девочка», _— говорит Никита, как будто расстроившись.
Если вы не знаете, что студия принимает детей с особенностями, то никогда не догадаетесь об этом, потому что Никита не делит детей на сорта и виды.
Он не знает диагнозов своих подопечных. По его словам, ему просто нравится с ними работать, их совместная работа делает их взаимно счастливыми.
Путь принятия и любви
_«Иногда мне сложно объяснить, чего я от них хочу. На этот случай у меня есть несколько инструментов. Первый — доносить с помощью понятных и знакомых им ситуаций и образов, например из "Наруто". Второй — принимать ребенка, исходить из тех ресурсов, которыми он располагает», _— рассказывает Никита.
Один из актеров в одной из сценок должен был громко кричать, изображая боль, но несмотря на все усилия Никиты, у мальчика никак не получалось:
_«Я видел, что ему это не нравится, что ему некомфортно. И тогда мы сделали по-другому. Он медленно поднимал руки вверх и делал то, что получалось у него лучше всего — шептал. Складывалось впечатление, что его парализует от боли. Эффект был достигнут». _
Мы находимся в центре всего лишь час, но уже понятно, что Никита обладает талантом не только вдохновлять детей, но и обращать их слабые стороны в сильные. Это тот навык, который часто недоступен даже взрослым, так что актерам студии ужасно повезло с таким наставником.
Никита скромничает и говорит, что просто помогает ребятам с социализацией, добавляя, что их студия — это пример настоящей инклюзии, полного включения человека с особенностями в обычную жизнь:
«Инклюзия заключается в том, что мы принимаем любого человека. Например, есть люди, которые все время злятся. Но на это же есть причина. У нас часто не хватает сил понять этих людей.
Но как только ты идешь не по пути силы, а по пути принятия и любви, они преображаются!
Репетиция жизни
«Никита — человек, к которому дети тянутся. Он умеет и поиграть с ними, и потребовать. Наши дети под его руководством могут одновременно и расслабиться, и быть серьезными. Это ценно», — делится Виталий, папа 10-летнего Игоря.
У его мальчика аутизм. Он учится в инклюзивной школе в Подмосковье, хотя, по словам папы, назвать ее инклюзивной можно с большой натяжкой. «Нас бросили в воду, и посмотрели, выплывем ли мы. А мы... мы очень стараемся. И студия нам очень помогает в этом», — продолжает Виталий.
Игорь приходит на занятия с мамой и папой. Инна и Виталий — приятные люди средних лет. _«Вот он наш Игорь. Вот он, пошел на репетицию», _— они трогательно по очереди комментируют действия сына, и в этот момент я чувствую, как мы становимся частью чего-то важного. Дети, которые приходят в студию, окружены особым теплом и любовью, и так приятно хоть ненадолго прикоснуться к этой атмосфере.
«Не так просто найти место, где не только примут особенности моего сына, но и где ему будет по-настоящему интересно», — делится Влада, мама 10-летнего Пети.
Они пришли в студию не так давно, но любят ее всем сердцем: каждую неделю с нетерпением ждут репетиций и торопятся на занятия.
«"Сны Алисы" — это первая студия, которая понравилась и мне, и Пете. Инклюзивные театральные группы, которые мы видели до этого, ставили что-то или неклассическое, трудное для понимания обычному зрителю, или совсем простенькое: два притопа, три прихлопа. Никите же удается сделать спектакль, который играют в настоящем театре», — Влада улыбается и делает важное замечание, что еще один талант режиссера заключается в его способности подбирать роли.
Мы убеждаемся в этом уже на самом спектакле в Булгаковском доме, когда видим картинку целиком: когда кажется, что каждый ребенок в постановке ровно на своем месте, когда индивидуальные черты каждого подчеркивает и его роль, и потрясающе красивые костюмы, которые придумала и сшила художник Лариса Прокофьева.
Вот Царевна Лебедь — гордая, статная и нежная, вот попадья — добрая и глуповатая, а вот трусливый поп с морковкой. Когда смотришь постановку уже на сцене, понимаешь, что каждый из детей — действительно особенный. Но не в том смысле этого слова, как мы привыкли его употреблять, когда говорим о детях с ОВЗ.
Каждый из них — индивидуальность. И театр помогает им раскрыться.
Родители ребят мечтают, чтобы дети сохранили эти качества за пределами студии. Ведь им нужно будет идти по жизни с их особенностью: общаться с людьми, учиться, устраиваться на работу. Общаясь друг с другом и с Никитой, они обсуждают самые разные модели поведения и примеряют их на себя. И когда ты видишь ребят на сцене — искренних, раскрепощенных, ты понимаешь, что все не зря. Сейчас они выступают в театре, а завтра их ждет дебют на более серьезной сцене. И они точно с ним справятся.
Автор видео: Анна Егорова
Фото: пресс-служба фонда «Семейная в помощь»