Зачем детям игра?
Зачем детям игра?
Детские игры являются отличным времяпрепровождением, но они не заменят школу - так считают многие взрослые. Между тем современные исследования показывают, что именно игры являются важным элементом обучения и непосредственно участвуют в развитии детей. Как помочь своему ребенку стать более успешным через игру?
В своем научном исследовании Элисон Гопник, американский профессор психологии Университета Калифорнии Беркли, выяснила, что игра для детей является прообразом настоящих научных изысканий:
"Загляните в любое дошкольное учреждение, и вы обнаружите там супергероев, которые сражаются с воображаемыми монстрами. Мы принимаем как данность то, что маленькие дети любят играть и, особенно, притворяться и воображать. Почему же они проводят так много времени в воображаемом мире?
Есть предположение, что игра помогает детям учиться, но для научного обоснования этой теории пока не хватает исследований. В лаборатории Калифорнийского университета в Беркли мы пытались объяснить, почему дети так быстро обучаются и, в результате, разработали новый научный подход к детскому образованию.
К чему ведет фантазия? К тому, что философы называют «предположением от обратного (невозможного)». Например, Эйнштейна очень волновал вопрос, что случится, если вдруг поезд пошел бы со скоростью света. В одном из исследований моя студентка Дафна Бушсбаум (Daphna Buchsbaum) давала трех- и четырехлетним детям набивную обезьяну и музыкальную игрушку, а потом говорила им: «У Обезьянки день рождения, вот вам музыкальная шкатулка, с помощью которой мы обезьянку поздравим. Шкатулка заиграет песенка Happy Birthday как ты только вы положите в нее две батарейки. Затем она показывала несколько других батареек и объясняла, что они не работают, и поэтому шкатулка не играет. Наконец она задала каверзные вопросы: «Если заменить одну батарейку, и оставить вторую, правильную, заиграет ли шкатулка?». Около половины трехлетних детей ответили правильно - что игрушка будет работать только в том случае, если обе батарейки будут «правильными».
После этого ассистент забрала батарейки, а Дафна сказала: «Что будет, если вынуть батарейки и положить их рядом? Будет ли игрушка петь заветную песню? А если положить батарейки поближе?» Около половины детей сказали, что в обоих случаях не произведет ничего (вообразить «ничего» вполне можно, даже если вам не больше 3-х лет).
Мы обнаружили, что чем лучше дети играют воображаемые роли – тем легче им удается перебирать в голове различные варианты решения. А «мышление о возможностях» играет ключевую роль в дальнейшем понимании детского обучения. Наша идея в том, что в игре дети становятся как бы маленькими учеными – они также создают и проверяют различные теории. Они сначала выдвигают гипотезы о закономерностях Вселенной и предполагают получить от мира определенные подтверждения своих теорий. Затем они сравнивают эти предположения с тем, что видят в реальности. Даже дошколята, только начинающие ходить, оказываются умнее, чем мы предполагали, когда им правильно задают правильные вопросы.
Сегодня многие относятся к игре с предубеждением – родители и авторы большинства методик пытаются максимально уподобить дошкольное образование обучению в школе. Но игры воображения важны не только для детей – они делают умнее все человечество.
Драматургические игры: кто лучше притворяется – быстрее развивается
Мемми Мур пишет:"Игра – бесценный инструмент для развития познавательных способностей у детей. Драматургические игры предполагают высокое качество притворства, которое расширяет жизненный опыт малышей, позволяя побывать кем им угодно. Притворяясь, ребенок осваивает различные роли – мамы, папы, солдата, тигра, ковбоя, принцессы, ведьмы… Все равно. Через притворство дети изучают и постигают окружающий мир.
В театральные игры воображения ребенок может играть сам или с другими детьми. При игре в коллективе дошкольник совершенствует свои навыки социального взаимодействия. Участники драматургических игр вовлекаются в процессы кооперации и обсуждения, в совместное решение проблем, пытаются контролировать себя и оценивать других.
Драматургические игры стоит рассматривать как серьезную подготовку к взрослой жизни. Притворство позволяет детям вообразить реальные проблемы и пути их решения. Игры воображения учат правильно задавать миру вопросы и получать верные ответы. Они помогают детям учиться креативному решению «взрослых» проблем.
Игры воображения очень увлекательны, кроме того они играют важную роль в развитии ребенка. Они особенно значимы для формирования социальных, эмоциональных, физических и умственных способностей, а также при изучении языка.
Дети обсуждают с друзьями распределение ролей в играх, тем самым обучаясь социальному взаимодействию. Ребенок, вовлеченный в драматургическую игру, становится более коммуникабельным. Драматургические игры развивают зрительную координацию движений рук, а вместе с ней остальные двигательные навыки.
В играх воображения дети развивают свои умственные способности. Они воссоздают в голове свой прошлый опыт, делятся идеями и вместе решают проблемы. Малышня учится облекать свои мысли и действия в слова, развивая речевые навыки.
Родители и опекуны могут содействовать драматургическим играм, комплектуя их реквизит. Дети с удовольствием используют для игр все подручные предметы, но кое-чем и вы можете их порадовать. Список бесконечен - костюмы для переодевания, куклы, чучела животных, коляски, кухонная утварь, кошельки и мешочки, детская и игрушечная мебель и т. д. Много интересных и полезных для игр вещиц можно найти на блошиных рынках.
Со временем, детскому воображению для его игр понадобятся рыцарские замки, пиратские форты, кукольные театры и дворцы. Создайте собственный замок своими руками, но если же вы не можете позволить себе такие инвестиции, утилизируйте домашний хлам. Детям нравится использовать для игр чехлы для инструментов, картонные контейнеры и коробки. Вы можете обклеить коробки бумагой или позволить детям разукрасить их нетоксичными красками. Немного фантазии и вы сможете создать художественный проект для любой игры!"
Играя рядом, учимся заводить друзей
Играл ли когда-либо ваш ребенок рядом с другими детьми, не вступая с ними в непосредственный контакт? «Параллельная» игра не просто нормальное явление, но и важнейший этап в обучении малыша налаживанию социальных связей. Понаблюдайте, как ведет себя ваше чадо на детской площадке или в компании других семей, когда рядом появляются другие дети. Вы наверняка заметите, что ваш ребенок, вместо интенсивного общения со сверстниками, держится ближе к вам или своим старшим братьям-сестрам. Он устраивается неподалеку от своих потенциальных приятелей и, по видимости, не обращая на них никакого внимания, начинает повторять их ужимки. Это называется параллельной игрой и является важной главой в истории развития ребёнка, только вставшего на ноги. Почему? Потому что в этом возрасте дети всецело поглощены формированием картины мира и еще не успели понять, что их ровесники – «всамделишные» люди (с которыми приятно иметь дело). Ребенок еще слишком мал, чтобы заводить друзей, но игра бок о бок с ровесниками – прекрасная прелюдия для будущей дружбы. Когда малыш часто оказывается в окружении ровесников, он может даже выделить одного из них и держаться поближе к нему.
Параллельная игра дает ребенку опыт в познании окружающего мира. Играя, ребенок исследует своего напарника. Это трудно заметить, но он следит за тем, что делает его «приятель». В конце концов, через годик, он начнет повторять то, что увидел. Но и сейчас «воздействие со стороны» весьма благотворно – оно открывает детскому рассудку новые возможности для игры и, в конце концов, помогает ему выучить новые слова. Так что найдите ребенку товарищей по играм уже сегодня!