Опубликовано 17 ноября 2012, 15:26

Зачем детям игра?

Детские игры являются отличным времяпрепровождением, но они не заменят школу -  так считают многие взрослые. Между тем современные исследования показывают, что именно игры являются важным элементом обучения.
Зачем детям игра?

Зачем детям игра?

Детские игры являются отличным времяпрепровождением, но они не заменят школу - так считают многие взрослые. Между тем современные исследования показывают, что именно игры являются важным элементом обучения и непосредственно участвуют в развитии детей. Как помочь своему ребенку стать более успешным через игру?
В своем научном исследовании Элисон Гопник, американский профессор психологии Университета Калифорнии Беркли, выяснила, что игра для детей является прообразом настоящих научных изысканий:
"Загляните в любое дошкольное учреждение, и вы обнаружите там супергероев, которые сражаются с воображаемыми монстрами. Мы принимаем как данность то, что маленькие дети любят играть и, особенно, притворяться и воображать. Почему же они проводят так много времени в воображаемом мире?

Есть предположение, что игра помогает детям учиться, но для научного обоснования этой теории пока не хватает исследований. В лаборатории Калифорнийского университета в Беркли мы пытались объяснить, почему дети так быстро обучаются и, в результате, разработали новый научный подход к детскому образованию.

К чему ведет фантазия? К тому, что философы называют «предположением от обратного (невозможного)». Например, Эйнштейна очень волновал вопрос, что случится, если вдруг поезд пошел бы со скоростью света. В одном из исследований моя студентка Дафна Бушсбаум (Daphna Buchsbaum) давала трех- и четырехлетним детям набивную обезьяну и музыкальную игрушку, а потом говорила им:  «У Обезьянки день рождения, вот вам музыкальная шкатулка, с помощью которой мы обезьянку поздравим. Шкатулка заиграет песенка Happy Birthday как ты только вы положите в нее две батарейки. Затем она показывала несколько других батареек и объясняла, что они не работают, и поэтому шкатулка не играет. Наконец она задала каверзные вопросы: «Если заменить одну батарейку, и оставить вторую, правильную, заиграет ли шкатулка?».  Около половины трехлетних детей ответили правильно - что игрушка будет работать только в том случае, если обе батарейки будут «правильными».
После этого ассистент забрала батарейки, а Дафна сказала: «Что будет, если вынуть батарейки и положить их рядом? Будет ли игрушка петь заветную песню? А если положить батарейки поближе?» Около половины детей сказали, что в обоих случаях не произведет ничего (вообразить «ничего» вполне можно, даже если вам не больше 3-х лет).
Мы обнаружили, что чем лучше дети играют воображаемые роли – тем легче им удается перебирать в голове различные варианты решения. А «мышление о возможностях» играет ключевую роль в дальнейшем понимании детского обучения. Наша идея в том, что в игре дети становятся как бы маленькими учеными – они также создают и проверяют различные теории.  Они сначала выдвигают гипотезы о закономерностях Вселенной и предполагают получить от мира определенные подтверждения своих теорий. Затем они сравнивают эти предположения с тем, что видят в реальности. Даже дошколята, только начинающие ходить, оказываются умнее, чем мы предполагали, когда им правильно задают правильные вопросы.
Сегодня многие относятся к игре с предубеждением – родители и авторы большинства методик пытаются максимально уподобить дошкольное образование обучению в школе. Но игры воображения важны не только для детей – они делают умнее все человечество.

Драматургические игры: кто лучше притворяется – быстрее развивается
Мемми Мур пишет:"Игра – бесценный инструмент для развития познавательных способностей у детей. Драматургические игры предполагают высокое качество притворства, которое расширяет жизненный опыт малышей, позволяя побывать кем им угодно. Притворяясь, ребенок осваивает различные роли – мамы, папы, солдата, тигра, ковбоя, принцессы, ведьмы… Все равно. Через притворство дети изучают и постигают окружающий мир.
В театральные игры воображения ребенок может играть сам или с другими детьми. При игре в коллективе дошкольник совершенствует свои навыки социального взаимодействия. Участники драматургических игр вовлекаются в процессы кооперации и обсуждения, в совместное решение проблем, пытаются контролировать себя и оценивать других.

Драматургические игры стоит рассматривать как серьезную подготовку к взрослой жизни. Притворство позволяет детям вообразить реальные проблемы и пути их решения. Игры воображения учат правильно задавать миру вопросы и получать верные ответы. Они помогают детям учиться креативному решению «взрослых» проблем. 
Игры воображения очень увлекательны, кроме того они играют важную роль в развитии ребенка. Они особенно значимы для формирования социальных, эмоциональных, физических и умственных способностей, а также при изучении языка. 
Дети обсуждают с друзьями распределение ролей в играх, тем самым обучаясь социальному взаимодействию. Ребенок, вовлеченный в драматургическую игру, становится более коммуникабельным. Драматургические игры развивают зрительную координацию движений рук, а вместе с ней остальные двигательные навыки.
В играх воображения дети развивают свои умственные способности. Они воссоздают в голове свой прошлый опыт, делятся идеями и вместе решают проблемы. Малышня учится облекать свои мысли и действия в слова, развивая речевые навыки. 
Родители и опекуны могут содействовать драматургическим играм, комплектуя их реквизит. Дети с удовольствием используют для игр все подручные предметы, но кое-чем и вы можете их порадовать. Список бесконечен - костюмы для переодевания, куклы, чучела животных, коляски, кухонная утварь, кошельки и мешочки, детская и игрушечная мебель и т. д. Много интересных и полезных для игр вещиц можно найти на блошиных рынках.  
Со временем, детскому воображению для его игр понадобятся рыцарские замки, пиратские форты, кукольные театры и дворцы. Создайте собственный замок своими руками, но если же вы не можете позволить себе такие инвестиции, утилизируйте домашний хлам. Детям нравится использовать для игр чехлы для инструментов, картонные контейнеры и  коробки. Вы можете обклеить коробки бумагой или позволить детям разукрасить их нетоксичными красками. Немного фантазии и вы сможете создать художественный проект для любой игры!"

Играя рядом, учимся заводить друзей

Играл ли когда-либо ваш ребенок рядом с другими детьми, не вступая с ними в непосредственный контакт? «Параллельная» игра не просто нормальное явление, но и важнейший этап в обучении малыша налаживанию социальных связей. Понаблюдайте, как ведет себя ваше чадо на детской площадке или в компании других семей, когда рядом появляются другие дети. Вы наверняка заметите, что ваш ребенок, вместо интенсивного общения со сверстниками, держится ближе к вам или своим старшим братьям-сестрам. Он устраивается неподалеку от своих потенциальных приятелей и, по видимости, не обращая на них никакого внимания, начинает повторять их ужимки. Это называется параллельной игрой и является важной главой в истории развития ребёнка, только вставшего на ноги. Почему? Потому что в этом возрасте дети всецело поглощены формированием картины мира и еще не успели понять, что их ровесники – «всамделишные» люди (с которыми приятно иметь дело). Ребенок еще слишком мал, чтобы заводить друзей, но игра бок о бок с ровесниками – прекрасная прелюдия для будущей дружбы. Когда малыш часто оказывается в окружении ровесников, он может даже выделить одного из них и держаться поближе к нему.

Параллельная игра дает ребенку опыт в познании окружающего мира. Играя, ребенок исследует своего напарника. Это трудно заметить, но он следит за тем, что делает его «приятель». В конце концов, через годик, он начнет повторять то, что увидел. Но и сейчас «воздействие со стороны» весьма благотворно – оно открывает детскому рассудку новые возможности для игры и, в конце концов, помогает ему выучить новые слова. Так что найдите ребенку товарищей по играм уже сегодня!