Взгляд психолога на детские рисунки: 4 произведения юных художников
Взгляд психолога на детские рисунки: 4 произведения юных художников
Долгое время при психологическом анализе детского творчества специалисты обращали внимание на расположение и размер деталей, используемые цвета и особенности размещения изображаемых объектов на листе. Например, маленькая фигурка человека, расположенная внизу листа, воспринималась как свидетельство низкой самооценки ребёнка. А нарисованные малышом большие глаза расценивались как символ испытываемого им страха. В результате, интерпретация рисунков становилась похожа на карточное гадание: «Если попалась бубновая дама – ждёт тебя скорая дорога в казённый дом».
Современный подход предполагает, что в первую очередь необходимо расспросить ребёнка о содержании рисунка, и именно на основании рассказа юного художника интерпретировать его. Если же поговорить о картине не удаётся, то следует обратить внимание на богатство или, наоборот, бедность деталей, «плотность» штриховки, расположение различных объектов и персонажей относительно друг друга.
«Улитка» Наташа, 5 лет
Изображая животных, дети часто «очеловечивают» их. На данном рисунке мы видим, что глаза, нос и рот гораздо имеют гораздо больше сходства с самим художником, чем с оригиналом. Заметно также, что наибольшее внимание ребёнок уделяет раковине, раскрашивая её в самые разные цвета. Возможно, это попытка украсить «домик» улитки – ведь ему, в отличие от человеческого жилища, трудно придать уют с помощью занавесок или симпатичных безделушек.
Несмотря на то, что рисунок не подписан, можно предположить, что автор рисунка – девочка.
Не следует забывать о том, что подавляющее большинство особенностей детского рисунка связано не столько с конкретными переживаниями, сколько с незрелостью зрительно-моторной координации и пространственных представлений.
Интересует мнение психолога о рисунке Вашего ребёнка? Присылайте его на адрес editor@letidor.ru