08 октября 2014, 18:30

Вместе в международный магазин

Непонятно, как сходу объяснить первому встречному систему совместных закупок с "оргами", "рядами", "выкупами" и "стопами", работу сервисов почтовой пересылки и посредников за границей.
Вместе в международный магазин

Что такое совместная закупка или совместная покупка?

Возможность купить вещи дешевле в интернет-магазинах или напрямую у поставщиков, объединившись с другими желающими через социальные сети, тематические сообщества и форумы. Цена снижается за счет того, что закупка происходит оптом (сразу большой партией) и без лишних посредников.

Как правило, совместная закупка - это не просто обмен денег на вещи, а целые экспертные сообщества, где вы можете делиться опытом и получать информацию о товарах, марках, магазинах, скидках и распродажах.

  • цена ниже, чем в магазинах;

  • организационные хлопоты берет на себя кто-то другой (особенно это имеет смысл с покупками в зарубежных интернет-магазинах);

  • возможность покупать в магазинах, которые не работают с индивидуальными покупателями (или покупателями из России - в случае с иностранными магазинами);

  • дополнительная информация, которой не дают в обычном магазине (впрочем, ее можно получить в закупочном сообществе и без участия в закупке);

  • как правило, ждать заказа придется дольше, чем при индивидуальной покупке;

  • риск мошенничества, связанный с отсутствием юридического статуса;

  • полученный товар может не подойти, а вернуть его нельзя.

Коллективный заказ позволяет получить скидку за опт и сэкономить на доставке, разделив ее на всех участников закупки (особенно, если речь идет о покупках в иностранных магазинах).

У разных поставщиков/магазинов бывают разные условия для получения скидок или продажи по оптовой цене. У одних это определенная стоимость заказа - "минималка". Набрав любой товар у этого магазина/поставщика на нужную сумму, можно получить скидку.

У других - определенное количество наименований в оптовой упаковке, и выкупать товар можно только такими упаковками. Тут сложность в том, что обычно упаковка - это не просто 10 или 100 каких-то предметов, а именно одинаковых предметов ("зеленых резиновых сапог 23 размера" или "деревянных каталок-жуков"). Поэтому собрать такой заказ сложнее. Для удобства участники закупки записываются в "ряды" (количество мест в ряду равно количеству нужного товара в оптовой упаковке) - если все места в ряду заполнятся, заказ можно будет выкупить по оптовой цене, а если нет - то сапог и пластилина не получит никто.

Обычно у каждой закупки есть организатор (или, сокращенно, "орг"). Организатором может быть представитель поставщика или кто-то из обычных пользователей, берущий на себя организационные хлопоты и контакты с поставщиком/магазином за вознаграждение (как правило, 5-15% от суммы заказа).

Обычно организатор объявляет условия закупки в соответствующем ЖЖ-сообществе (или в форуме,  или в группе "Вконтакте") . Условия включают:

  1. цены;
  2. конечная стоимость товара и ее слагаемые (доставка, орг-процент, курс валюты и т.д.);
  3. порядок оплаты и реквизиты;
  4. сроки каждого этапа закупки (сбор заказов, оплата, отгрузка товара, разбор покупок);
  5. способы разбора заказов (почта, встреча, самовывоз, курьер), места для встреч;
  6. меры для нарушителей сроков и обязательств;
  7. контакты для связи с организатором (хорошо, если есть как минимум два варианта).

Если какой-то из этих моментов не обговорен - задавайте все уточняющие вопросы до того, как присоединиться к закупке.

В ходе закупки добросовестный организатор обычно регулярно оповещает ее участников о новостях до момента получения и раздачи заказов. 

На мой взгляд, самые безопасные и удобные закупки - в закрытых сообществах, с достаточно большим количеством постоянных участников и несколькими организаторами.

Во-первых, большое количество участников позволяет получить большие скидки, быстрее набрать "минималку", а в случае, если полученная вещь вам не подошла, быстрее ее "пристроить".

Во-вторых, в таких сообществах, как правило, существуют (в опубликованном виде) правила для организаторов и участников закупки и предпринимаются меры за их нарушение (недобросовестный организатор тут долго не продержится).

В-третьих, общение организатора и участников закупки в общих постах, а не индивидуально (по электронной почте или в личных сообщениях), экономит время на обсуждение деталей и обеспечивает прозрачность закупки.

В-четвертых, в сообществе можно не просто механически объединяться для закупок, но и делиться опытом и информацией - например, как правильно подобрать размер у какой-то конкретной марки, что будет интересно ребенку определенного возраста, а что - еще рано, и т.п.

Идея о том, чтобы отдавать деньги в Интернете незнакомым людям за получение каких-то товаров в будущем, может показаться небезопасной. Действительно, совместные закупки в социальных сетях юридически не защищены - тут все строится на доверии, кооперации, рекомендациях знакомых и вашем собственном опыте. Поэтому здесь не будет ссылок на сообщества, которыми пользуется автор этого текста - присоединиться к ним можно по личным рекомендациям или по приглашению орга.

Но если плюсы совместных закупок для вас перевешивают этот риск, то стоит помнить о простых правилах безопасности (работающих не только для закупок, но и вообще в Интернете):

  1. Узнайте, сколько стоит нужная вам вещь в интернет-магазине для обычного покупателя - может быть, разница с ценами в закупке не столь велика и проще купить самостоятельно. В последнее время под видом "совместных закупок" часто действуют обычные реселлеры, у которых цена товара выходит такой же, как в магазине.

 
2) Убедитесь в том, что у вас есть личные данные (ФИО, контакты) организатора закупки;

  1. Не оставляйте свои личные данные (ФИО, адрес, телефон, банковские реквизиты) и заказы в открытых (доступных любому пользователю в Интернете) постах или группах. Организаторы должны использовать непубличные и защищенные формы для сбора данных или обмениваться контактами в личных сообщениях;

  2. Попросите своих друзей и знакомых порекомендовать вам закупки и организаторов, с которыми они сами имели положительный опыт кооперации;

  3. Внимательно читайте правила сообщества и условия закупки, чтобы избежать неудобств, неожиданностей и штрафов;

  4. Просмотрите сообщения о прошлых закупках данного организатора и отзывы участников в сообществе.

Бум самоорганизующихся совместных закупок в социальных сетях привел к появлению сервисов групповых скидок - таких, как Groupon, KupiKupon.ru, Biglion.ru. Они используют похожий с совместными закупками принцип - скидка активируется, если в течение определенного времени наберется определенное количество желающих ею воспользоваться.

Однако здесь предложения выставляют сами продавцы, никаких посредников в виде "оргов" нет, а пользователи не знакомы друг с другом и являются по сути просто "галочкой" в ряду заказов. Так что с одной стороны это - легализованная альтернатива совместным закупкам. С другой стороны - выбор товаров и услуг ограничен тем, что сочли нужным "распродать" сами продавцы, а не тем, что хотелось бы купить именно вам. Подробнее о разнице совместных закупок и скидочных сервисов можно почитать здесь.

Другой вариант - стать "оргом" самому и организовывать закупки для узкого круга своих друзей и знакомых (который затем можно расширить за счет знакомых друзей и друзей знакомых). Это вполне реально, ведь став родителями, мы начинаем больше общаться с людьми, у которых дети того же возраста, что и наши - а значит, и покупательные "потребности" у нас схожие. А там, глядишь, из закупок понемногу вырастет и собственный "мамский" бизнес.

Новости партнеров
Семейный гороскоп
Интересное в сети