Дворовые игры нашего детства — вспоминаем правила
Мне, честное слово, очень жаль, что многие игры, в которые мы играли в детстве, забылись. В прошлый раз я собрал игры с мячом, но осталось еще много других. Вот мой Степка и его подруга Анечка даже не слышали об игре в резиночку. А что это была за игра! В основном, конечно, в нее играли девчонки. Но и мы, пацаны, иногда не гнушались и прыгали вместе с ними. Или «Казаки-разбойники»! В нее мы играли всем двором и нас невозможно было загнать домой.
Чтобы эти игры окончательно не канули в Лету, я собрал их воедино. Так что этот игровой обзор посвящен играм моего детства.
Казаки-разбойники
Чем больше человек играют в эту игру, тем интереснее. Она подходит и для мальчиков, и для девочек – нравится всем без исключения. Играть можно где угодно, главное, чтобы на выбранной территории были укромные места для того, чтобы прятаться.
Сначала все участники делятся на две команды. Одна команда — казаки, другая — разбойники.
Нужно придумать знаки отличия, например, у всех казаков будет завязан шарф или закатаны рукава на куртке.
На счет раз-два-три разбойники разбегаются, а казаки в это время выбирают место для «темницы» (туда будут приводить пойманных разбойников). «Темница» должна быть не слишком большой, чтобы ее было удобно охранять. Границы темницы следует чем-то обозначить (камушками, веточками или просто очертить мелом).
Через определенное время (например, через 5 минут) казаки отправляются на поиски разбойников. Казакам нужно не только увидеть, но осалить разбойника. Если казаку это удалось, он ведет разбойника в темницу. Разбойник не должен вырываться, но если казак случайно отпустит руку, то разбойник может убежать.
Так постепенно казаки ловят разбойников.
Но те разбойники, которых еще не поймали, могут выручать своих пойманных друзей.
Так, если казак ведет разбойника в темницу, к ним может подбежать другой разбойник и осалить казака, тогда тот будет должен освободить пойманного. Оба разбойника убегают прятаться снова.
Однако, шустрый казак может исхитриться и первым осалить и второго разбойника. Тогда у него будет уже двое пленных.
Еще разбойник может освобождать своих друзей и из темницы. Для этого он должен проникнуть в темницу (чтобы его не осалил сторожевой казак) и осалить своего товарища. Тогда они оба убегают снова прятаться.
Игра заканчивается, когда казаки переловят всех разбойников. Потом команды могут поменяться ролями.
Резиночка
Вам понадобится длинная резинка (около 3 м).
В игре принимают участие 3-4 человека (если больше, то долго придется ждать своей очереди прыгать).
Впрочем, можно играть даже одному (только тогда резинку придется привязывать к двум деревьям).
Концы резинки нужно связать, чтобы получилось кольцо. Два игрока становятся друг напротив друга, одевают резинку на себя, опускают до уровня щиколоток. Игроки расходятся, резиночка натягивается и получаются как бы рельсы из резинки.
Третий игрок начинает прыгать таким образом: прыжок — ноги с двух сторон от одной резиночки, прыжок — ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем обеими ногами с другой стороны резиночки.
Резинку поднимают на разные «уровни сложности»:
- на уровне щиколотки
- на уровне колен
- на уровне бедер
- на уровне талии
- на уровне груди
- под подмышки (это уже, конечно, высший пилотаж)
Если игрок не разу не ошибся, то есть с первого прыжка перепрыгнул на нужную резинку, не наступил на нее, то он переходит на новый уровень. Каждый уровень имеет свое название, например:
Пешеходы
Прыжок — наступаем одновременно обеими ногами на одну «резиночку», прыжок - меняем ноги местами то есть сначала ставим правую перед левой, потом левую перед правой). Потом тоже самое повторяем, но уже наступая на другую резиночку.
Конвертик
Прыжок — двумя ногами перепрыгиваем сразу за вторую резинку, при этом зацепив первую (получается перекрест, внутри которого надо встать), прыжок - наступаем на обе резинки ногами, выпрыгиваем из резинки.
Кстати, в резиночку играют во многих других странах - и даже изучают ее в детских садах.
Цвета
Для этой игры нужно не менее 4 игроков (больше – лучше). Все игроки встают по одну сторону площадки, а ведущий в центре и поворачивается спиной к другим участникам. Ведущий называет цвет.
Участники ищут этот цвет на себе (одежде, заколках, игрушках). Если нашли, нужно взяться за вещь этого цвета и перейти на другую сторону.
Если в гардеробе или личных вещах не оказалось названного цвета, нужно перебежать на другую сторону.
Задача ведущего поймать бегущего игрока и осалить (тогда этот игрок становится ведущим).
Игроки могут помогать друг другу. Если в гардеробе одного участника есть две вещи нужного цвета, то за одну он может взяться сам, а за другую будет держаться его друг, тогда они вместе смогут перейти на другую сторону.
Салки – ножки навесу
Обычная игра в салочки, или же в пятнашки, выглядит просто. Выбирают водящего, который должен бегать за другими участниками. Тот, кого водящий осалит, сам становится ведущим.
Однако в нашей игре «с ногами» есть одна хитрость: игрок может спасти себя.
Когда водящий подбежит к нему, игрок должен сесть на что-нибудь, поднять ноги от земли и прокричать: «Салки — ножки навесу». В таком случае водящий уже не может осалить его.
Игроки должны помнить, что всем одновременно нельзя поднимать ноги. Хотя бы один из участников должен оставаться стоять на земле, чтобы игра продолжалась.
Море волнуется раз
Сначала выбирают водящего. Он отворачивается ото всех остальных игроков и громко произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри!
Пока водящий произносит слова, все игроки хаотично двигаются. Но как только заканчивается считалочка, игроки замирают на месте, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку, дотрагивается до него - и игрок без слов должен изобразить свою «морскую» фигуру. Ведущий должен угадать, что это за фигура.
Тот игрок, кому непохоже или хуже других (это решается общим голосованием) удалось изобразить фигуру, становится ведущим.
Кроме морских фигур, также загадываются:
- звериная фигура
- клоун-фигура
- безумная фигура
- и все, на что хватает фантазии.
Есть и более простая версия этой игры - после окончания считалки все замирают в любых позах, и новым водящим становится тот, кто первым пошевелился/
Совушка
Как и в прошлых играх, сначала выбирают водящего и «совушку». Ее гнездо находится в стороне от игровой площадки (желательно как-то обозначить гнездо: отделить предметами или очертить мелом).
Совушка сидит в гнезде, а ведущий говорит: «День наступает, все оживает!» и игроки начинают бегать и прыгать, подражая полету бабочек, птичек, прыгают, как лягушки.
Через некоторое время ведущий говорит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает!».
Все игроки замирают. Совушка выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может увести с собой двух или даже трёх игроков.
Затем совушка возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно бегать по площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни одного раза.
Фото: МИА «Россия сегодня», vedmouse.livejournal.com, pexels.com