Опубликовано 10 марта 2013, 00:21

Учимся хорошим манерам

Светланке скоро два года, и мы стараемся вырастить из нее настоящую леди – благовоспитанную, с хорошими манерами. Кое-какими она уже овладела - в частности, с помощью наших игр.
Учимся хорошим манерам

Учимся хорошим манерам

В каком возрасте нужно прививать ребенку хорошие манеры? Я считаю, чем раньше, тем лучше. Это только нам, взрослым, кажется, что кроха еще слишком маленький, чтобы овладеть какими-то навыками. На самом деле детки намного сообразительнее, чем нам кажутся. Нашей Светланке скоро два года, и мы стараемся вырастить из нее настоящую леди – благовоспитанную, с хорошими манерами. Кое-какими она уже овладела - в частности, с помощью наших игр.

Положительный мишка

Так получилось, что Светланке подарили двух одинаковых мишек, только один из них синий, а другой белый. В остальном полные близнецы-братья. Они для нас – наглядное пособие. Синий мишка совершенно невоспитанный тип, зато белый – учтив и галантен.

Эти мишки сопровождают нас почти везде. Дома они встречают с нами гостей: белый мишка всегда машет лапкой, здоровается и приглашает войти в дом. Синий же иногда даже забывает поприветствовать пришедших. Конечно же, белый мишка всегда напоминает своему брату как и что нужно делать.

За столом белый мишка всегда благодарит маму за вкусный ужин и вытирает рот салфеткой, синий падает под стол и роняет крошки. И опять белый мишка подсказывает ему как нужно себя вести.

Теперь в роли белого мишки выступает сама Светланка. Ничего страшного, что она говорит пока не очень хорошо. Зато вполне может кивнуть головой при встрече и помахать ручкой на прощание, произнести «сипа» (на ее языке это означает спасибо)… На первое время, мне кажется, этого вполне достаточно.

Лучший кусочек  

Самое лучшее, конечно, хочется отдать малышу. В общем-то мы так и делаем, но чтобы малыш не вырос эгоистом, стараемся приучить его делиться.

Когда мы собираемся на прогулку, берем с собой что-нибудь перекусить. Если это яблочко, то заранее разрезаем его на две половинки. Кладем в пакет несколько печений, несколько баранок…

На прогулке мы собираем ребятишек, я даю Светланке пакет и мы раздаем ребятам баранки, печенье, делимся яблоком. Признаюсь, дело у нас пошло не сразу. Сначала Светланка жадничала, но я был настойчив. И вот теперь «перекус» превратился у нас в настоящее шоу. Светланка сама подходит ко мне и заглядывает в сумку. Я понимаю, что время пришло, она хочет угостить друзей.

А дома у нас тоже появился свой ритуал.  Когда мама печет пирог, мы разрезаем его и Светланка показывает, кому какой кусочек отдать.

  • Бабе, папе, деде… - говорит она и показывает пальчиком.

Вот еще немного подрастет и мы вместе будем печь пироги, а потом угощать ими друзей. Быть добрым – это так приятно!

Наводим порядок

Я считаю, что аккуратность – это тоже хорошая манера. Поэтому мы со Светланкой стараемся, чтобы у нас игрушки и личные вещи всегда были в порядке.

Каждый день мы обязательно играем в игру «Все в домик». У нас есть специальные корзины для игрушек, но, конечно, зайки-мишки-книжки все равно разбросаны по дому. Перед сном (днем и вечером) я говорю:

  • Твои игрушки устали и хотят отдыхать. Давай их положим на место. Все в домик! – первым начинаю собирать игрушки и укладывать их в корзину.

Иногда Светланка куксится и отказывается убирать игрушки. Тогда приходится придумывать разные уловки: иногда я придумываю истории для каждой игрушки, которая идет в свой «домик», иногда мы собираем игрушки наперегонки.

Когда все игрушки убраны, я обязательно хвалю Светланку и обращаю ее внимание, как у нас дома стало чисто.

 

Добрые дела - для каждого свои

Я не люблю, когда мои тапочки убирают в ящик для обуви. Степка обожает, когда его встречают всей семьей прямо у двери. А его мама перед тем, как выйти из дома, все время проверяет, есть ли в кармане носовой платок.  У каждого из нас есть свои маленькие привычки и пристрастия, и так приятно, что кто-то помнит про них и заботится о нас.

Мы со Светланкой стали примечать за своими домашними, кто и что любит. Каждый день я специально обращал внимание  на эти вещи. Когда Степка возвращается из школы, я говорю Светланке:

  • Звонок, это Степа идет. Пойдем его встречать, он будет рад, - и мы бежим открывать дверь.

Когда мама уходит на работу я говорю:

  • Надо маме дать чистый носовой платок, пойди, отнеси ей, она будет рада.

Так мы приметили много разных мелочей и стараемся все время выполнять свои маленькие «добрые дела». Светланке очень нравится эта игра. Ведь все ей так рады, благодарят ее! Так что теперь мои тапки всегда стоят перед входом в дом, Степку первой бежит встречать Светланка, а маме именно она несет платочек…

Развиваем вкус

Есть такое мнение, что когда ребенок маленький, не важно, в какой одежде он ходит. Вырастет, вот тогда и начнем наряжать. Но я уверен, что чувство вкуса развивается с самого раннего возраста. И тут дело совершенно не в дороговизне нарядов: красиво одеть малыша можно недорого. Нашей Светланке практически все вещи перешли по наследству от детей маминых подруг, племянниц и прочих родственников. Но мы одеваемся не во все подряд, а тщательно выбираем наряды.

В эту игру со Светланкой начала играть ее мама. Тогда на улице стояла ужасная погода, мы почти не гуляли и сидели дома. И вот мама вытащила Светланкину одежду и они стали вместе собирать наряды.

  • Видишь, это красный свитерок, к нему подойдут вот эти красные брючки. Ах, как красиво! – говорила мама и клала рядом свитер и брюки.

Сначала на кровати, а потом на ковре они разложили целую модную коллекцию юбочек-брюк и юбок.

Потом, когда собирались на прогулку, мама всегда обращала внимание Светланки на то, что на ней надето:

  • Повяжем вот этот синий шарфик, он подходит к нашим джинсам. Видишь, как красиво! – говорила она.

Я, конечно, не рискую подбирать наряды для самой Светланки, но зато мы вместе выбираем наряды для кукол.

Садимся в комнате на ковер, раскладываем перед собой пупсов и кукол, мама нам выдает свои платочки и шарфики и мы начинаем модный показ. Светланка выбирает, что надетет кукла Катя, а что - мишка Степан. Я завязываю пупсу чалму, делаю из платка юбку для куклы. Но Светланка не всегда согласна со мной. Иногда она снимает с куклы платок и надевает его на медведя. Мне кажется, что у нее уже появился  свой вкус – всех наших кукольных моделей можно смело отправлять на выставку.

 

Пожалей мишку

Я считаю, что очень важно, чтобы один человек мог сострадать другому. И, конечно, этот навык тоже прививается в семье. Мы часто разыгрываем различные сценки с игрушками и я стараюсь все время придумывать сюжеты, когда мишки и зайки испытывают разные эмоции.

  • Бах, упал зайка. Ушибся, плачет. Его надо пожалеть, - говорю я, прижимаю зайку к груди и говорю успокоительные слова.

  • Ай да мишка, какой молодец. Нашел Светланкин мячик. Умница мишка! - говорю я и глажу мишку по голове.

Светланка повторяла за мной движения, но самой большой гордостью для меня стал такой эпизод. Степка вернулся домой с улицы, он разбил коленку и плакал. Светланка подошла к нему, залезла на диван и стала гладить его по голове, что-то бормоча. Она жалела брата. Видимо, мои уроки не прошли даром.