Опубликовано 15 января 2014, 18:00

Театр юного актера: что посмотреть?

Девиз Театра юного актера — "Дети-актеры — детям-зрителям". О тех, кто играет в театре, и о спектаклях "Летидор" поговорил с режиссером и художественным руководителем театра Александром Федоровым.
Театр юного актера: что посмотреть?

Театр юного актера: что посмотреть?

Музыкальный театр юного актера (ДМТЮА) находится в самом центре столицы в небольшой симпатичной старинной пятиэтажке, почти примыкающей к Ленкому. Этот театр, созданный еще в 1988 году его бессменным руководителем Александром Федоровым , очень камерный и уютный. В зрительном зале всего шесть рядов. Благодаря крутому наклону, сцена при этом просматривается очень хорошо. 

"Концепцию нашего театра можно выразить так: "Дети-актеры — детям-зрителям", — рассказывает Федоров. — Мы служим детям, а взрослые выступают скорее в качестве сопровождения. Еще один дополнительный принцип — мы играем сами себя. Я не очень приветствую, когда дети играют взрослых персонажей, например, солидных дяденек с приклеенными бородами из Чехова".

В труппе порядка 95 юных актеров, которые делятся на возрастные группы: от 7 до 9 лет, от 10 до 12 лет, от 13 до 14 лет и, наконец, группа для старшеклассников. Также в труппе задействовано обычно 12-14 взрослых профессиональных актеров.

Отбор юных актеров, по словам Федорова, достаточно жесткий. "Люди приводят к нам детей без всякой рекламы, действует принцип сарафанного радио, — рассказывает руководитель театра. — Также к нам приходят те, кто уже посетил спектакли и "загорелся". Мы устраиваем кастинги, в результате которых смотрим и на вокал, и на пластику, и на сценическое мастерство. Затем оставляем какое-то количество детей, которые подходят для работы в нашем театре. А потом уже идет своего рода внутренний кастинг, в процессе которого ребенок может быть отсеян, если педагоги видят, что он не работает. Дети приезжают сюда со всей Москвы".

Спектакль Московская история 1205

Спектакль Московская история 1205

В репертуаре театра представлены и классика, и современные пьесы, и фольклор. В спектаклях используется как классическая музыка, так и написанная специального для Театра юного актера. "Я не люблю, когда детей впихивают во взрослый репертуар, — говорит Федоров. — Например, в "Волшебную флейту", проблемы которой юные исполнители пока не поймут. Любые же, допустим, адаптации Моцарта выглядят смешно".

Репертуар ДМТЮА предназначен для зрителей в возрасте от 6 до 16 лет. Разные спектакли предназначены для разных возрастных групп. Например, спектакль "В детской" могут смотреть и самые маленькие, "Том Сойер" подходит для детей от 7-8 лет, а вот "Оливер Твист", особенно в связи с предстающей там темой убийства, не рекомендуется посещать детям до 12. "Куда я совершенно точно не пускаю детей, не достигших подросткового возраста, так это на "Сон о дожде", — говорит Федоров. — Это серьезное фольклорное произведение с образным изложением, символами и намеками. Половина номеров к тому же исполняется а капелла, и будет совершенно неуместно, если маленькие дети, например, зашумят в этот момент".

Театр юного актера достаточно уникален. Несмотря на то, что театров, где играют дети достаточно много, профессиональных коллективов, существующих "отдельно", единицы.

"Мы состоим при правительстве Москвы, поэтому наш уровень несколько выше, — рассказывает Александр Федоров. — Не думаю, что многие детские театры смогут в неделю сыграть три спектакля. Иногда у нас проходит по 12 спектаклей в месяц. Конечно, театр с юными актерами — дело хлопотное: это как большие материальные, так и интеллектуальные затраты. Мало профессионалов, желающих работать с детьми. Нужны большая поддержка, педагоги, балетмейстеры — ведь надо научить детей двигаться, разговаривать и так далее. Поэтому и затраты "на производство" большие".

В процессе каждого спектакля используется единственная декорационная установка, которая траснформируется то в уличные, то во внутренние пространства.

Приключения Оливера Твиста

Приключения Оливера Твиста

Визитная карточка театра - спектакль "Приключения Оливера Твиста". История Оливера рассказана весьма лирично, но вместе с тем правдиво — в спектакле нет попытки избежать мрачных моментов, вроде кровавого убийства несчастной Нэнси на лондонском мосту. Главный герой Оливер предстает нежным и трогательным на фоне остальных детей, задействованных в спектакле. Этот маленький мальчик, попавший в безжалостный мир, не только выживает в нем, но и не уподобляется его представителям, и даже в ворах и убийцах он пробуждает что-то человеческое.

На протяжении всего представления участники великолепно поют, причем музыкальные композиции зачастую несут в себе элемент гротеска или черного юмора, например, песня "Мы вас хороним", исполняемая гробовщиками. В мюзикле используются то черно-белые, то очень яркие костюмы, что тоже придает представлению дополнительную динамику. Декорационная установка, изображающая то обиталище Феджина, то лавку гробовщика, сменяется на лондонский мост с тусклыми фонарями.

В спектакле два действия, и первое заканчивается как бы на полуслове, на моменте ареста Оливера, что заставляет зрителей более с нетерпением ждать окончания антракта. И пусть мюзикл не столь жесток и страшен, как сам роман Диккенса, в "Оливере" есть очень тяжелые моменты. А некоторая гротескность отрицательных персонажей подчеркивается их постоянным, будто бы до предела наигранным весельем.

Том Сойер

Том Сойер

В спектакле "Том Сойер" предстают наиболее яркие моменты из знаменитого произведения Марка Твена — герои попадают на остров Джексона, блуждают по пещере Дугласа и узнают, каково это сводить бородавки при помощи дохлой кошки на старом кладбище… Сердце замирает, когда индеец Джо совершает свое жестокое преступление, и сваливает все на Мэфа Поттера.

Двухэтажная вращающаяся конструкция на сцене превращается то в пристань, то в дом, то в школу. При этом минимум декораций компенсируется "живыми" декорационными воплощениями — так, например, десяток мальчишек и девчонок изображают забор, покрашенный белой краской, множеством рук в белых перчатках.

Том Сойер

Том Сойер

Том Сойер в спектакле, как и в произведении, веселый и озорной, но в то же время застенчивый, особенно в сценах с очаровательной Бекки. 

Костюмы в спектакле очень яркие — большинство из них выполнены из джинсовой ткани всех цветов. А звучащая в процессе представления музыка Виктора Семенова, специально написанная к мюзиклу, представляет собой некий синтез американского джаза с русской классикой. Здесь много зажигательных танцев и песен — например, "Тает свет над Талахаси".

Милый и уютный спектакль "В детской" является истинным погружением в атмосферу XIX века. Он сопровождается музыкой из знаменитого вокального цикла "Детская" Модеста Мусоргского. Зрители смогут проникнуть в старинные большие квартиры с их чудесными детскими, которые предстают в спектакле как особый мир с играми, строгими нянями, шалостями и первыми разочарованиями и переживаниями — всем тем, чем жили тогдашние дети. Чем-то камерным и забытым веет от действа.

В детской

В детской

Действие спектакля "Московская история 1205" разворачивается в обычной московской школе. В основе сюжета — борьба, которая развернулась в 10 "Б" между двумя кланами — двоечников и отличников. Впрочем, в это противостояние втянуты и директор, и учителя. И тут в класс приходят двое новеньких — Он и Она, которые ломают всю сложившуюся картину. Отчаяние, любовь и страсти — все смешалось в "Московской истории". Возникают здесь и неожиданные линии, например, линия любви двух преподавателей.

Московская история 1205

Московская история 1205

При этом "Московская история" наполнена и драйвом, и юмором, и китчем, и гротеском. Здесь звучат песни в духе черного юмора, учителя сражаются за свои предметы на шпагах, а дети в одном из эпизодов лихо бросаются вниз с импровизированной сцены.

Это по-настоящему искрометное представление!

"Герда" — спектакль-фантазия на тему знаменитой сказки Андерсена. И история о любви, прежде всего к людям и жизни. Сцена нежного общения Кая и Герды длится всего 5 минут, переходя затем в трагический аспект сказки — тут уже фигурируют и разбитое зеркало, и залетевший мальчику в глаз осколок, и тролли. Эти тролли функционируют на протяжении всего действия: они превращаются то в цветы (костюмы которых отличаются большой оригинальностью), то в ворон, то создают Герде различные препятствия. Весьма колоритна сцена, когда персонажи маски, родившиеся в злом воображении Тролля, пытаются закружить Герду в хороводе лжи и обмана. Здесь оживают куклы, а Снежная Королева выглядит очень необычно.

Герда

Герда

Интересно, что в процессе представления звучит много молодежного сленга, а смешное органически соединяется со страшным. И, опять же, звучат чудесные песни вроде "Все до одного верим в волшебство".

И, конечно, в конце Герда найдет своего Кая, а в городе Оденсе опять зацветут розы.

"Сон о дожде" — спектакль очень необычный и требующий определенной тонкости восприятия. Здесь нет ни четкого сюжета, ни декораций. В этом спектакле не просто исполняются, а именно проживаются произведения и напевы русского народного фольклора. Это напевы, связанные с бытом, обрядами, праздниками. На сцене возникают то образы огня, то образы Судьбы. При этом юные актеры выходят к зрителям в образных, но неярких костюмах и почти без грима. И завораживают голосами, пластикой, пронзительностью, одухотворенностью. Всего здесь звучит 11 песен.

Сон о дожде

Сон о дожде

Это произведение о рождении и смерти, любви и разлуке, мужчине и женщине, войне и свободе, потере и обретении друзей. Здесь можно ощутить, как перед глазами человека проходит вся его жизнь.

Финал спектакля тоже отличается необычностью — после песни-молитвы Богородицы, сцена пустеет и наступает тишина. И это очень символично.