Святки и колядки: развлекаемся с детьми
Святки и колядки: развлекаемся с детьми
Конфетная пора новогодних праздников и походов в гости уже почти закончилась, как и у школьников – долгожданные зимние каникулы. Но по руссским традициям колядки и святки длятся вплоть до Крещения, которое в 2013 году завтра - 19 января.
У нас, на Урале, не бывает в это время плюсовых температур, поэтому повсюду появляются волшебные и удивительные ледяные городки – с «хрустальными» лабиринтами, крутыми горками, недолговечными ледяными скульптурами. Где-то оживают герои сказки о Снежной Королеве, где-то изваяния посвящены зимним видам спорта или же вовсе представляют собой абстрактные ледяные композиции с монетками и живыми розами внутри.
Чем бы нам заняться с детьми? Нырки в прорубь - экстремально. Театры и зимние шоу – это замечательно, тем более что в наше время дефицита в них народ не испытывает. Но удивить чем-то современных детей довольно сложно.
Это нам в свое время для создания праздничного настроения достаточно было показать мультик про Тома с Джерри и дать понюхать вкладыш от жвачки «Дональд». Наших малышей на мякине не проведешь. Поэтому предлагаю вспомнить поговорку о том, что новое – это хорошо забытое старое. И оглянуться назад, прислушаться к тому, как отмечали праздники в те «дремучие» времена, когда еще не было телевидения и интернета.
Одна из интересных традиций, от которой дети придут в восторг - рождественские колядки. Правила поведения, особенно для молодежи, были достаточно строго расписаны. В обычное время валять дурака, беспричинно хохотать и бездельничать считалось неприличным. Да и некогда было, особенно деревенским. Работать начинали с раннего возраста. Даже шестилетние дети помогали по мере сил по хозяйству маме и папе. Чтобы не «слететь с катушек» от чрезмерной деловитости и сдержанности, устраивались различные праздники, народные гуляния, посвященные христианским или хорошо замаскированным более древним, языческим праздникам.
Ведь даже славить Христово рождение в песнях на Коляду стали сравнительно недавно, после Крещения Руси. Раньше примерно в это самое время, а именно в зимнее солнцестояние, древние братья-славяне отмечали этот день весельем, плясками, гаданиями, молодежными гуляниями. Особо активные «рядились» в вывернутые наизнанку тулупы и мастерили себе маски с рогами.
Считалось, что только 2 раза в год (в солнцестояния) мать-сыра-земля могла разверзнуться за клевету, а также, если человек приносил «пустую клятву». Семьи собирались за большим столом, особо подчеркивалось уважение к старшим, к хозяйке и хозяину дома. Обязательно выпекались из пшеничного теста фигурки животных, что символизировало нижайшую просьбу человека к суровым древним богам о том, чтоб скот в новом году не болел, а напротив активно плодился и размножался.
Как бы ни хотелось молодежи и детворе поскорее выскочить на морозную волю, чтобы дурачась, с песнями и плясками скакать по деревне от дома к дому, славя соседей и собирать в большой мешок угощения… Подрастающее поколение смиренно слушала разговоры взрослых о том каким был прошлый год, и о планах на новый.
Но вот, наконец, «официальная часть» окончена – начиналось основное веселье. Принято было «рядиться». Девочки, помните фразу из гадания: «Суженый-ряженый, приходи наряженный, приходи кудри чесать!».
Когда я в нежном возрасте клала под подушку расческу и произносила три раза нужные слова в надежде увидеть во сне жениха, то представляла, как он, наряженный словно Боря Моисеев или приятель его Филипп Киркоров, С РЯЖЕНКОЙ в бутылке дефилирует в мою сторону. От подобных женихов Бог меня берег, да и кисломолочный продукт вовсе не имел к ритуалу никакого отношения. Рядились, то есть переодевались, чтобы создать некий образ и ни в коем случае не быть узнанными. Рядились в медведей, козлов, цыган, гусей, журавлей. За неимением сценических костюмов наизнанку выворачивались тулупы, на лица надевались маски.
Как и на карнавале в Венеции, в колядках тоже работает принцип анонимности. Можно сколько угодно кричать, исполнять дурацкие танцы, вести себя не очень пристойно, ничуть не запятнав своего честного имени.
Конечно же, ничего плохого и не делалось. Колядующие, исполняя специальные песни, ходили от одной избы к другой, разыгрывали спонтанно возникающие или даже отрепетированные сценки из обычной сельской жизни: водили козу или коня», ряженая в цыганку молодуха в шутку гадала по руке, получая в уплату сладости и пироги.
Вообще, христианские колядки – это песни, славящие и сам праздник рождества, и рождение спасителя, и хозяев дома, у которого они поются. А также пожелания сытой, богатой жизни в новом году. Чтобы все добрые пожелания исполнились, хозяева должны были щедро одарить колядующих, настолько, насколько позволял достаток. Раньше это была традиционная для праздника кутья, хлеб, сделанные из теста фигурки животных и птиц. Позже к списку добавились конфеты, пряники, фрукты, шоколад и другие сладости.
Что же мешает нам возродить добрую традицию? Сделаем из картона и фольги звезду, водрузим ее на палку, возьмем большой мешок, несколько голодных детей и… в путь! Славить соседей!
Вот текст рождественских колядок, которые можно разучить и следует петь, чтобы действо не напоминало банальный разбой или младенческий рэкет.
_ А дай Бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Наделил бы вас Господь И житьем , и бытьем,_И богатством!