Спектакль "Петя и волк": новые персонажи, новая музыка
Спектакль "Петя и волк": новые персонажи, новая музыка
Симфоническая сказка Сергея Прокофьева "Петя и волк" с момента своего создания в 1936 году остается одним из самых востребованных "академических" музыкальных произведений для детей. Уступая, пожалуй, разве только "Щелкунчику". Внятную, полную ясных запоминающихся мелодий и едва заметного сарказма сказку – путеводитель по инструментам симфонического оркестра, подразумевающую живейшее вовлечение маленьких слушателей в происходящее, многократно ставили, интерпретировали, снимали в виде телеспектакля и мультфильма, и, разумеется, записывали со звездными чтецами — от Дэвида Боуи и Софи Лорен до Михаила Горбачева и Билла Клинтона. Но, никто, кажется, не задавался простым вопросом: а почему пионер Петя живёт на даче с дедушкой? Где его родители? У них ответственная работа, или же, напротив, они оказались там, где во второй половине 30-х оказывались многие советские граждане?
Директор московского театра кукол Григорий Папиш обратился с этим вопросом к московскому же музыковеду, редактору отдела культуры "Ведомостей" Петру Поспелову. Но не как к журналисту и музыковеду, а как к действующему композитору — правда, предпочитающему скрывать свои действия за ширмой Творческо-Производственного Объединения "Композитор". Подобная скрытность — проявление не столько скромности Петра Поспелова, сколько выражение его подхода к музыке: за ширмой ТПО "Композитор" часто скрывается не один, а несколько человек. Подобным образом были написаны сочинения с такими интригующими названиями, как опера "Царь Демьян" и балет "Смерть Полифема". Но в случае с "Петей и волком" Поспелов не стал таиться и ответил от своего имени: дело в том, что Петя, дедушка, говорящие птички и зверушки и даже огромный волк пребывают в раю. А в раю не только мальчик-внук со времен сам должен превратиться в деда, но и дед легко может превратиться во внука. Когда ответ был найден, его необходимо было поставить на сцене. Причем средствами театра кукол. И здесь как постановщики, так и композитор проявили максимум изобретательности.
В полуторачасовом спектакле, премьера которого состоялась в ноябре 2013 года, задействованы куклы всех видов : от смешной птички на палке до огромного волка – металлического каркаса, надеваемого на двух актеров так, что их ноги оказываются передними и задними лапами чудища, похожего на боевого робота (это, кстати, накладывает некоторое возрастное ограничение на спектакль: детки младше пяти лет могут просто испугаться этих непривычных кукол). И даже кукла-маска — то есть просто картонная маска, накладываемая на лицо и превращающая живого актера в условного "пионера" с заученными механическими движениями. А самым живым человеком на сцене оказывается чтец-дирижер. Он не только управляет небольшим живым оркестром из театра "Новая Опера", сидящим справа и слева от партера (приготовьтесь, будет громко), но и взволнованно рассказывает детям историю, известную взрослым, о храбром пионере, ворчливом дедушке, беззаботной птичке, пугающем волке и вовремя подоспевших охотниках.
Во втором же отделении взрослых тоже ожидает несколько сюрпризов. Во-первых, дедушка и внук на наших глазах меняются масками, превращаясь друг в друга. Во-вторых, в сказке появляются новые персонажи. Точнее сказать, вводятся сольные партии для инструментов, предусмотренных партитурой Прокофьева, но лишенных собственного "голоса" – трубы и тромбона. Ради чего приходится вводить новых персонажей — черепаху и кита. А действие соответственно, переносить на морской берег, где летает гидросамолет и плавают морские охотники (пираты, наверно). Ну и самое главное — появляется новая музыка. Но звучащая при этом совершенно в духе 30-х. И не только потому, что в нее вплетены лейтомтивы Прокофьева, но и потому, что такова сознательная установка ее создателя: "Объединение ТПО "Композитор" исповедует приверженность классическим русским и зарубежным музыкальным традициям и осуществляет широкомасштабное производство музыки классических и романтических жанров, а именно - опер, музыкальных драм, торжественных кантат, фортепианных квинтетов, девятых симфоний, месс, сонат, вариаций, дягилевских балетов, венгерских рапсодий и неаполитанских песен", – уверяет его издевательский манифест.
Что же получилось в итоге, в результате такого смешения зрелого модернизма и кричащего постмодернизма? Можно констатировать: вполне качественное и наделенное вкусом и смыслом музыкальное зрелище для детей и взрослых. Первые в очередной раз узнают, чем гобой отличается от валторны, и поразятся необычным куклам, разительно отличающимся и от марионеток и уж тем более от привычной им сейчас 3D-анимации, а вторые — порадуются неожиданному продолжению (в том числе и музыкальному) известнейшей истории. И, возможно, задумаются над вынесенными Петром Поспеловыми в программку словами Шекспира: "Старость – второе детство". "Пете и волку" 77 лет — самая что ни на есть старость по человеческим меркам.
Фотографии предоставил Московский театр кукол, фотограф Олег Начинкин (nachinkin@list.ru).