Школа под парусами: от Франции до Испании
Школа под парусами: от Франции до Испании
1 сентября из Гданьска отошел парусник «Погория». На его борту находится 32 школьника. Половина из них россияне, половина - поляки. Так начался проект «Школа под парусами» пана Барановского. Участник экспедиции и редактор "Летидора" Екатерина Андреяшева в предыдущем репортаже рассказала намо первом шторме и первых уроках, которые прошли на паруснике. А сегодня мы публикуем продолжение - второй репортаж из плавания. Фотографии: Збигнев Студжински, Збигнев Босек, Казимеж Робак, Екатерина Андреяшева.
Франция
Первым портом, в который зашла «Погория», стал французский Шербур. Город знаменит тем, что именно здесь проходили съемки «Шербурских зонтиков». Хотя погода не радовала, после шторма в 9 балов возможность просто стоять на ногах позволила детям набраться сил.
Всем школьникам уже не терпелось поскорее сойти на берег. Но перед тем, как оказаться на французской земле, нужно было проверить, как заправлены кровати и нет ли у кого "хвостов" по учебе. За "хвосты" вполне можно было схлопотать самое страшное наказание – остаться на корабле, не выйдя в город. Когда со всеми проверками было закончено, подростки наконец-таки спустились с трапа.
- Хорошо, что вы хотите? - спросила я свою вахту из восьми человек, когда мы вышли в город.
- Макдак, магазины и вайфай! – единодушно решили все.
Надежда на то, что дети закричат «Музеи, выставки, экскурсии» была тут же сведена к нулю. Впрочем, в воскресном Шербуре почти все было закрыто (исключение составляли пара лавочек и киосков, где торговали сувенирами). Вся жизнь сосредоточилась вокруг трех кебабных, рядком теснившихся на одной из улиц.
Хотя можно было разделиться на вахты и изучить город небольшими группами, почти все с «Погории» выбрали единый маршрут, отправившись в Макдак – за гамбургерами, картошкой фри и вайфаем.
Когда толпа подростков растворилась в кафе, мне показалось, что все потеряются, и к назначенному часу на корабль не придет ни одного участника младше 15. Но я была абсолютно неправа. Во-первых, все были вовремя. А во-вторых, Шербур оказался настолько маленьким, что за несколько часов, отведенных на самостоятельную прогулку, все успели встретиться. Так я получила свой первый педагогический урок от подростков, начав им доверять.
Посмотрев город, посидев в Интернете, закупившись шоколадками и газировкой, школьники стали по-настоящему бодрыми. Французские цены не позволяли разгуляться детской душе по-крупному, но на сникерсы и магниты денег хватило всем.
Вечером решено было остаться на корабле. Это правило – оставлять младшую часть команды на «Погории» после захода солнца – действует до сих пор. После 8 часов на город можно смотреть только с палубы. Так что времени на посещение достопримечательностей отведено не так много, как может показаться на первый взгляд.
Пока дети проводили вечер в своем кругу, взрослые устроились в капитанской каюте и организовали мини-концерт. Настрой задал Олег Беспалов, журналист «Комсомольской правды», который уже 18 лет играет на гитаре и пишет песни в собственной группе PitStop. Тем вечером почти все члены команды сыграли по паре песен, пел даже капитан пан Барановский.
Утром надо было отправляться в плавание. Напоследок накупив круасанов, мы вместе с Настей Кашпаровой, 15-летней школьницей из Калининграда, сели в кафе. Она почти с гордостью показывала свой первый макарун, который собиралась съесть немедленно, попросив пренепременно сфотографировать этот исторический момент. Я подумала, что таких «исторических» моментов в данном путешествии для каждого будет еще очень и очень много.
Утром прошла смена капитана. До итальянской Ла-Специи корабль будет вести Адам Буш. Там его сменит третий капитан – Кшиштоф Грубецкий, который, будучи еще подростком, принимал участие в одной из «Школ под парусами». Тогда, чтобы стать членом школы, Кшишек прошел колоссальный конкурс. Выбирали только 30 человек, а приехало со всей Польши 864 подростка. 29 человек на одно место! Сохранился снимок 1984-ого года, где шестнадцатилетний Кшишек забирается на пальму на Мальдивах.
Отдав швартовы, «Погория» покинула французский город. На то, чтобы отчалить, ушло меньше получаса. Чем дальше мы были от порта, тем светлее становилась вода. Постепенно она обрела почти изумрудный цвет.
– Какая красота, – поделилась я с Казимежем своей радостью.
– Болото, – шутливо ответил он, намекая на то, что вода в Атлантике будет намного синее.
Испания
Следующим портом капитан выбрал испанский Виго. Мы еще только подходили к городу, а пейзажи вокруг уже были по-настоящему сказочными.
Жизнь на корабле идет по своему особому расписанию. У каждой вахты свои заботы. Пока одни накрывают на стол, другие ведут парусник по морю. Но есть одна временная точка, когда все собираются вместе. Это случается каждое утро на бандере – поднятии флага. Восемь часов утра (время всегда польское, это позволяет не переводить часы в каждом порту), восемь раз бьют склянки в рынду, все снимают головные уборы, и красно-белый флаг поднимается над кораблем. Всего же над кораблем развевается три флага: польский, российский и флаг той страны, куда прибывает «Погория».
Для детей приближение порта означает возможность прогулять уроки на законных основаниях. Пока корабль стоит на якоре, школа закрыта. В обычное же время, пока парусник бежит по волнам, с 9 до 13-30 идут занятия. Здесь учат русскому, польскому, английскому и немецким языкам, математике, физике, истории, биологии, обществознанию и химии. Почти все учителя говорят на польском, русском и английском.
В хорошую погоду уроки часто проходят на палубе. Это необычный опыт – учить английский, пока парусник мчит по Атлантике.
После обеда есть возможность позаниматься дополнительно. В таком случае место занятий может быть выбрано где угодно. На этой фотографии видно, что парусник сильно качает, он ложится на бок под углом в 15 градусов, а то и больше. В это время Казимеж Робак, преподаватель из Флориды, рассказывает об истории Польши ученикам «Школы под парусами».
Казимеж - ассистент офицера из моей второй вахты, американский профессор, и моя большая удача в этом плавании. Первый раз он поехал с паном Барановским в путешествие на «Погории» 33 года назад. Тогда он был журналистом в Варшаве, и по заданию редакции стал участником команды капитана Барановского. Кшиштоф Барановский собирался доставить польских ученых на паруснике до антарктической станции. Корабль отплыл 7 декабря 1980 и вернулся 17 апреля 1981.
Эти 132 дня изменили Казимежа навсегда. От того путешествия у него осталось множество воспоминаний и галстук, который ему подарил и собственноручно завязал сам капитан. Подарок Казимеж бережет до сих пор и не позволяет никому развязывать узел. На фото он в этом самом галстуке. На лацкане пиджака морской значок, который свидетельствует о том, что Кажи прошел мыс Горн.
- Я работал тогда в агентстве новостей, - поделился со мной Казимеж на ночной вахте. - Вернулся спустя несколько месяцев, открыл рабочий стол, а там карандаши лежали в том же порядке, как я их положил. Ничего не изменилось. Посмотрев на них, я все понял тогда, и решил уйти.
И он ушел, правда не сразу. Сначала искал занятие по душе. Друзья помогли устроится высотным монтажником. Потом было много таких необычных мест работы. Он чистил и замораживал рыбу в Исландии, водил 6 лет грузовик в Америке, объездил полсвета, и с ним случилось столько историй, что диву даешься. Он прекрасно понимает, какой сделал выбор в своей жизни, и кажется, нисколько об этом не жалеет.
- У меня есть подруга, тоже профессор. Однажды, когда мы разговаривали о жизни, я ей сказал: “Знаешь, в чем разница между нами? У тебя резюме с местами работы на одну страницу, а с названиями публикаций – на пятнадцать. А у меня всех публикаций – на одну, зато кем я только не был в этой жизни”. Рассказывая эту историю, Казимеж, который прекрасно говорит по-русски, строит очередную забавную гримасу, и не могу удержаться от смеха.
Наш корабль подходит к Виго. Подростки вбегают гурьбой на палубу - нужно помочь пришвартоваться. В том нетерпении, с которым они снуют туда-сюда по кораблю, сквозит желание поскорее увидеть новый город и новую страну. Нас ждет Виго!
_ Продолжение следует _