"Детская лаборатория" Большого театра

В Большом театре стартовала специальная программа для детей "Детская лаборатория". Как родилась идея ее создания, из чего состоит сама программа, а также какие курсы начнутся в ближайшее время - обо всем этом "Летидор" побеседовал с директором музея Большого театра Лидией Глебовной Хариной и артистами, принимавшими участие в первых занятиях "Лаборатории".

На фото: Дарья Хохлова (Принцесса Аврора) и Михаил Кочан (Принц Дезире)

В Большом театре стартовала специальная программа для детей "Детская лаборатория". Как родилась идея ее создания, из чего состоит сама программа, а также какие курсы будут запущены в ближайшее время - обо всем этом "Летидор" побеседовал с директором музея Большого театра Лидией Глебовной Хариной __и артистами, принимавшими участие в первых занятиях "Лаборатории".

Об идее

Идея создания "Детской лаборатории" зародилась в музее Большого театра. Музей вмещает в себя огромную коллекцию реквизита. Представьте, музей Большого театра – это сам Большой театр, включая здание. Мы всегда хотели работать с публикой, долго размышляли над тем, каким образом это лучше сделать, и в итоге родилась идея создания "Лаборатории". Лекции и мастер-классы, популярные сегодня в других музеях и театрах, - это, конечно, интересно, но все-таки уже не ново.

"Лаборатория" рассчитана на детей-младшеклассников. Ребенок 7-10 лет уже вполне вырос, чтобы воспринимать информацию о таком сложном и интересном искусстве как балет, и еще не утратил тягу ко всему новому, его сознание абсолютно свободно и готово как губка впитывать все новое. Начальная школа – чудесный период, когда нужно успеть впитать все самое интересное, иначе потом либо будет лень, либо будет скучно. Маленьким детям интересно все.

"Детская лаборатория" - совершенно новый для Большого театра формат общения со зрителями. Более того, этот проект новый не только для Большого театра, он новый абсолютно для всех музеев и театров, единственный в России! Ведь ни в одном музее, ни в одном театре такого еще не устраивали. «Детская Лаборатория» - своего рода испытательный полигон: формат занятий еще не установился, сейчас тестируется: мы присматриваемся, как реагируют дети, и вносим коррективы.

На занятие ребенок обязательно должен прийти с родителем. Так и ему комфортнее, и родителям интересно наблюдать за творческим процессом. Более того, после занятия они могут обменяться впечатлениями, обсудить его между собой, что всегда полезно.

Занятие начинается с рассказа о Большом театре, мы показываем его изнутри и снаружи.

Следующий этап - игра на заданную тему. Сейчас в фокусе – балет, это основной курс, другие пока находятся в стадии разработки, а мы работаем над закреплением темы "Балет". На этом этапе занятия мы в числе прочих, касающихся балета тем, обсуждаем музыку: как она помогает, что раскрывает. Причем, мы слушаем и пытаемся понять музыку вовсе не детскую, что важно, а берем классику высокого уровня. Традиционно начинаем с Чайковского. Далее - исследуем танец, учимся понимать его и пантомиму в танце. 

После изучения теоретических аспектов танца мы переходим к исследованию станка. Наши артисты выполняют на нем свои ежедневные упражнения. Цель этого этапа занятия – показать детям, насколько непростой и тяжелый труд танцоров балета. Каждый ребенок может сам подойти к станку, попробовать выполнить какие-то па, почувствовать себя танцором балета и понять, что это отнюдь не легкий труд.
 

Занятия у станка.jpg

После всего этого мы обращаемся к костюмам. Рассматриваем их, рассказываем историю балетного костюма от Людовика XIV до Марии Тальони. Все костюмы можно потрогать. В процессе изучения костюма мы также рассказываем о пуантах, некоторые дети меряют пуанты на свою маленькую ножку.

История костюма.jpg

Ну а потом мы собираем паззл. Пока он собирается, артисты балета готовятся к исполнению заключительного адажио "Спящей красавицы" для маленьких "лаборантов".

Адажио из Спящей красавицы.jpg

Цель "Детской Лаборатории" сформировать по-настоящему подготовленную к балету и театральному  искусству публику, а для этого мало просто показывать ей спектакли. Чтобы научить детей разбираться в каком-либо виде искусства, нужно их в это искусство погрузить, вдохновить и научить его чувствовать и понимать.

Музей Большого театра планирует сделать абонемент и со следующего сезона пустить билеты в продажу. Каждое занятие в рамках абонемента будет посвящено своей теме: балет, оркестр, опера и художники. Несмотря на то, что помимо балета сейчас других курсов нет, другие тематические занятия начнутся и очень скоро. Так, курс по оркестру планируют запустить примерно через 2 недели, курс оперы стартует в марте. Начиная со следующего сезона, ориентировочная стоимость одного занятия на одного человека составит 500 руб.

И для больших, и для маленьких любителей балета и театра Большой театр часто проводит экскурсии. Расписание и стоимость вы можете посмотреть на сайте театра.

Выяснив все про "Лабораторию", мы побеседовали с артистами балета, Дарьей Хохловой и Михаилом Кочаном, которые принимали участие в создании «Детской лаборатории» о том, как реагируют дети на новый проект, и что им там нравится.

Даша Хохлова , артистка балета:

"Мы стараемся помочь детям прожить сказку. Всегда интересно наблюдать за реакцией детей: все разные, по-разному реагируют. Когда я принимала участие в «Детской лаборатории» первый раз, дети в группе были спокойные, немного застенчивые. Во второй группе дети, наоборот, были оживленными, и их реакция была восторженной!

На занятиях мы показываем детям наш класс, ежедневный процесс подготовки. Также учим их понимать балетный язык жестов. Выглядит это так: я показываю какой-то жест, дети пытаются угадать, что он означает. 

Вся программа построена на детской реакции. Это безумно интересный проект. Детям непросто войти в искусство балета, оно обособлено. Чтобы уметь его воспринимать, нужно прежде о нем что-то знать. Когда дети подготовлены, им гораздо легче воспринимать балет». 

Михаил Кочан , артист балета:

"Мне близка сама идея "Детской лаборатории" - показать детям, что искусство танца доступно для каждого и все могут прикоснуться к нему. Программа составлена очень интересно. Очень нравится, что среди прочих элементов балета дети изучают музыку. Ведь музыка – это один из главных компонентов в танце. На занятиях дети пытаются понять, какая музыка характеризует злых героев, какая – добрых".

**_Балетный язык жестов_** **_

_** ### **_Урок у станка_**

**_История костюма_**

**_Адажио из балета "Спящая красавица"_**

Семейный гороскоп