Опубликовано 08 ноября 2012, 19:11

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

В середине самого темного месяца ноября в Германии отмечают праздник фонариков. Через вальдорфские садики и школы этот праздник попал и в Россию. Об истории праздника и о том, как организовать такое мероприятие для своих детей, рассказывает Ксения Проценко.
Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

Года два назад в издательстве «Самокат» вышла серия из четырех книг-картинок немецкой художницы Ротраут Сузанны Бернер, по тому на каждое время года. Через все страницы «Осенней книги» проходит сюжет о том, как дети с зажженными фонариками в руках (и каждый фонарик краше другого) идут через весь город к озеру, на праздник фонариков.

Тогда же, два года назад, друзья рассказали мне про домашний праздник, на котором они побывали, где дети ходили по дому в темноте с зажженными фонариками и искали сокровища гномов.

А в прошлом году я сама с друзьями устроила похожий праздник в парке у дома: темным ноябрьским вечером мы под пение специальной песенки дошли до рощицы, где горело множество фонариков, вместе с детьми собрали маленьких самодельных гномиков, нашли клад со стеклянными камушками и запустили в небо несколько больших фонарей.

Судя по всему, необычный для нас праздник фонариков стал потихоньку проникать в ноябрьские будни русских городов. Очень интересно проследить все истоки и разобраться в нюансах и вариантах традиций.

История праздника

Начать нужно с того, что в середине ноября (а точнее, одиннадцатого числа) католики празднуют день святого Мартина. Святителя Мартина почитает и католическая церковь, и православная. Он родился в 307 г н.э. в семье римского легионера, на территории, которая сейчас называется Венгрия. Еще в детстве он узнал про христианство и хотел стать отшельником, но по воле отца поступил на военную службу. При первой же возможности Мартин оставил армию, крестился и стал монахом. В 371 г. его сделали епископом города Тура (в нынешней Франции), где он затем основал монастырь. Он прожил длинную жизнь и умер в 397 г. и в скором времени стал одним из самых почитаемых святых, а для средневековой Франции – святым национальным (его плащ – «каппа» был государственной святыней франкских королей, а слова «капелла, капеллан капельмейстер» ведут свою историю именно от него). Тысячи храмов и поселений носят сейчас его имя. Святителя Мартина называют мостом, связующим Европу (родом из Венгрии, он жил во Франции и распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества).

Митрополит Дмитрий Ростовский, известный русский церковный автор XVII века, включил житие святого Мартина в свой популярнейший сборник «Четьи Минеи». А в начале 20 века фигурой этого святого интересовался знаменитый русский философ и историк Георгий Федотов. По словам последнего, «ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский».

Святого Мартина прозвали Милостивым. Он помогал нищим и обездоленным и вместе с тем сам вел крайне аскетичный и суровый образ жизни. Самый знаменитый эпизод из его жизни лег в основу многочисленных картин, скульптур, барельефов: суровой зимой юный Мартин, солдат римской армии, въезжал в город Амьен и увидел замерзшего нищего, который просил милостыню. Мартин, недолго думая, разрубил пополам свой красный солдатский плащ и отдал половину нищему (весь плащ он отдать не мог, это была необходимая часть его военной формы). Ночью, во время сна, Мартину явился Христос, одетый в эту часть плаща, и сказал: «Согрев нищего, ты согрел и меня».

Одиннадцатое ноября оказалось удачным числом для масштабного праздника. С одной стороны, к этому моменту наконец заканчивался сбор урожая, созревало молодое вино, забивали перед зимой скот. День святого Мартина стал важной для крестьян датой: начинался новый финансовый год, заключались сделки и договоры, выплачивались долги и проценты, работники получали жалованье и могли поменять хозяев. Получался праздник, похожий по сути на День благодарения в Америке. Его широко отмечали по всей Европе, и в каждой стране возникли свои обычаи.

Например, в Португалии жарят на улице каштаны, в Австрии подают на стол гуся и пекут печенье, в Польше пекут рогалики, а на Мальте детям дарят мешочки со сладостями и сухофруктами.

С другой стороны, этот день знаменовал начало сорокадневного поста перед Рождеством (который со временем стал короче), и традиции праздника стали напоминать весенние карнавалы задолго до Пасхи. В городах устраивали театрализованные шествия и разыгрывали сцену с Мартином, его красным плащом и нищим.

Лютер, Штайнер и фонарики

Постепенно в осенних шествиях появились фонарики. Впервые дети с фонариками вышли на улицы в Эрфурте, и зажжены были эти фонарики в память о Мартине Лютере, причем не 11 ноября, а 10-го, в день рождения реформатора. Дело в том, что в протестантских общинах Тюрингии праздник святого Мартина – Martinstag (Мартинстаг) - приобрел новое содержание как день памяти Лютера. Вскоре красивый обычай зажигать фонарики распространился не только на протестантские, но и на католические области Германии.

С третьей стороны, эта ноябрьская символика света уходит куда-то в глубину веков. Именно в это время кельты отмечали Самайн – праздник окончания одного сельскохозяйственного года и начало следующего; он связан с древнейшими обычаями возжигания нового огня. В это время жгли костры, проводили очищение огнем. У кельтов этот обычай связан с тем, что на ноябрь приходится новый отсчет времени. Во время солнцестояния (скандинавский Йул, славянские святки) обычай возжигания связан с призыванием «нового» солнца из самой долгой ночи. В кельтских странах до XX века сохранялся обычай, когда все очаги в селении гасились, все жители выходили за околицу и самый старший зажигал огонь, лучинки и угольки от которого каждый нес в свой дом. Вероятно, это тоже выглядело как шествие.

А в 20 веке праздник святого Мартина пришелся по душе основателю антропософии Рудольфу Штайнеру.

Жизнь святого Мартина идеально укладывалась в его видение развития истории (путь от света сквозь тьму к свету), а время праздника идеально ложилось на годовой круг. 11 ноября - это ровно середина между праздником Архангела Михаила (29 сентября по католическому календарю) и Рождеством (25 декабря). В вальдорфской трактовке, в первом празднике пробуждается индивидуальная воля человека (архангел Михаил укрепляет нашу волю в борьбе со злом), затем человек побуждается вести деятельную жизнь (подобно тому как св. Мартин помогал бедным), согревает душу моральным импульсом и наконец человек готов к тому, чтобы принять в себя свет Рождества.

Штайнер и его последователи заостряют свое внимание на том, что имя святого происходит от имени римского бога войны, «Мартин» переводится как «посвященный Марсу». Римская цивилизация знаменовала поворот в человеческом сознании к индивидуализму, который становится агрессивным и эгоцентричным (что как раз является характеристикой Марса). А жизнь святого Мартина, которая прошла в поворотный момент смены римской эпохи, предлагает тому яркое противопоставление и учит состраданию и самодисциплине. В «марсианское» начало св. Мартина, знаменующее готовность к деятельности, проникает любовь, начало христианское, и Мартин посвящает себя людям.

Рудольфу Штайнеру важен тот факт, что ритмы жизни людей вплетены в ритмы природного цикла. По словам Штайнера, "Душа с Землею вместе дышит". Летом растения растут навстречу солнцу вместе с животным миром, который размножается на свету и в тепле. Зимой жизнь природы подчиняется силам земли, умирает в холоде и темноте и сосредотачивает все силы на семенах в земных глубинах. Так же и у людей. Летом людям кажется, что они свободны от силы земного притяжения, от нужды и необходимости, и они парят в своих иллюзиях. Силы зимы, напротив, заставляют душу твердеть, люди становятся черствыми и эгоистичными, начинают искать силу, власть, материальное богатство. Осень – это переходное время, когда человек подвержен опасности впасть в обе эти крайности. Люди с ностальгией вспоминают про наслаждение летним теплом, а наступающая зима заставляет сосредоточиться на материальной безопасности, на жизни только для себя.

И вот тут-то три праздника, завершающих календарный год, помогают человеку не поддаться этим соблазнам.

Фонарики в праздник святого Мартина призваны помочь людям пережить холод и темноту наступающей зимы. В то время как природа засыпает и мир становится все темнее, приходит время людям нести свет миру и осветить мир самим. Нужно заглянуть внутрь себя, посмотреть на людей вокруг и найти свет в человеческой теплоте и доброте, в поступках «по правде». Так же, как и святой Мартин в легенде, мы можем быть радушными и дружелюбными по отношению друг к другу, и это помогает пережить холодное время.

Штайнер большое значение придавал педагогике и основал в ней свое собственное направление. В вальдорфских садах и школах обязательно отмечают праздник фонариков, обыкновенно приуроченный ко дню св. Мартина, и именно через сады и школы этот праздник появился в России.

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

Обретение внутреннего света во время испытания темнотой – главный мотив праздника фонариков «по-вальдорфски». «Человек должен пройти сквозь тьму, он должен выучиться лицезрению всех вещей и своими внешними чувствами познать вещи Земли; и в это время он развивает себя для того, чтобы внутри него – вновь пылая и сияя – пробудился высший, солнечный человек». Дети и родители зажигают фонарики и устраивают шествие под незамысловатую песенку:

_Гори, сияй мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
А мы сияем внизу.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.

Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой._

А после фонарик можно отнести домой и подарить кому-нибудь из близких, кто нуждается в помощи и поддержке, а можно отдать любому прохожему на улице, чтобы поделиться теплом и светом.

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

 

Практика: как устроить праздник фонариков

Свет и свечи – общечеловеческий символ всего хорошего. А для детей фонарики со свечками представляются чем-то волшебным даже без дополнительных легенд и развлечений.

Организовать домашний праздник фонариков совсем не сложно. Главное – сделать вместе с детьми сами фонарики. При желании можно самим изготовить и свечки (вылепить из готовых наборов цветного воска или скрутить из вощины, которая обычно продается в магазинах меда). А дальше все зависит от желаний и возможностей. Вечером можно выйти на улицу с зажженным фонариком и найти маленький клад с сокровищами гномов. Можно просто пройтись по знакомому маршруту и смотреть, как он преображается, когда в руке – фонарик. Но даже если вы останетесь дома, выключите свет, зажжете на окошке фонарик и вместе на него полюбуетесь – это уже может стать настоящим Событием.

И несколько простых решений, как сделать фонарик.

Фонарики бумажные:

Вариант (1) Можно раскрашивать бумагу акварелью, скручивать в фонарь, а потом промасливать. А можно сложить хитрым способом, получается необычная граненая форма из множества вогнутых ромбов. Инструкция по этой ссылке.

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

Вариант (2) В картонной основе (коробке) можно делать прорези и вклеивать в эти прорези полупрозрачную бумагу, типа кальки или шелковой бумаги. Можно делать домики или замки со светящимися окнами. Можно приклеивать темные силуэты, осенние листья.

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте
Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

Можно картинки-силуэты прятать внутри фонаря, тогда они будут проявляться только тогда, когда внутри горит свечка.

С маленькими детьми удобно делать так: дети разрезают полоски цветной папиросной бумаги на небольшие квадратики. Затем намазывают листок из кальки клеем и посыпают сверху нарезанными кусочками, а потом стряхивают лишнее. Такой красивый витраж можно вставить в картонную рамку или свернуть трубкой и приклеить снизу донышко.

гараж-1307.jpg

гараж-1307.jpg

гараж-1308.jpg

гараж-1308.jpg

Вариант (3) Вместо картонной коробки можно взять пакет из крафт-бумаги. Вместо кальки из магазина можно воспользоваться тонкой бумагой из коробок с обувью, надписи и рисуночки на такой бумаге дают дополнительную фактуру фонарику. А в толстой картонной коробочке можно наделать дырки перфоратором – это будут звездочки или падающий снег - и дополнить картинку вырезанным силуэтом луны или елок и домиков.

Фонарики стеклянные

Фонарики просто делать, используя в качестве основы стеклянные банки. Чтобы такой фонарик удобно было держать, вокруг горлышка надо обмотать в несколько слоев толстую проволоку и приделать к ней ручку. А саму банку можно декорировать чем только душа пожелает.

Например, можно:

- обклеить цветной калькой, или гофрированной бумагой, или тонким цветным скотчем, кусочки могут быть приклеены хаотично, а можно выложить простой узор;

- обклеить салфеткой светлого цвета с узором, или даже кружевом;

- покрасить специальными витражными красками или гуашью, смешанной с ПВА;

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

- нарисовать узоры с помощью блестящего цветного клея и клеевого пистолета;

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

- приклеить к банке цветные стекляшки, а пространство между ними залепить пластилином, глиной или гипсом.

Металлические фонарики:

  • Самые обыкновенные консервные банки превращаются в волшебные фонари, если просверлить в них дырочки и внутрь вставить свечку. Дырки могут быть расположены хаотично, а можно складываться в рисунок, например, в силуэт кленового листика или сердечка.

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

- Можно делать фонарики из толстой металлической фольги. Лист такой фольги надо положить лист гофрокартона и шилом или толстой иглой сделать на нем дырочки; это довольно просто, а потому легко выбить сложный и интересный рисунок. Его можно дополнить выпуклыми элементами узора: их нужно нарисовать-выдавить с изнанки тупым карандашом. Лист потом сворачивается, скрепляется и получается фонарик.

гараж-1311.jpg

гараж-1311.jpg

Фонарик а ля папье-маше

Это, пожалуй, самый трудоемкий вариант, зато он позволяет получить потрясающие фигуры. Надо надуть воздушный шарик и обклеить его полупрозрачной бумагой (можно сразу цветной). Когда все высохнет, шарик надо лопнуть, а полученную полупрозрачную сферическую форму можно раскрасить, украсить дополнительными элементами и часть вырезать так, чтобы получилась задуманная фигура. Так здорово делать разных животных, например, слона с бумажными ушами и хоботом, или фантастическую рыбу, да все, что позволит придумать ваша фантазия.

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте

И последнее. Самый удобный способ нести фонарик нарисован как раз на картинках Ротраут Сузанны Бернер. В руках ребенок держит палочку, к одному концу которой привязывается фонарик:

Праздник фонариков или История про то, как найти свет в темноте