Поварята: развивающие игры на кухне
Поварята: развивающие игры на кухне
Среди сотен развивающих занятий и игр приготовление пищи с детьми по своему образовательному потенциалу стоит особняком. Приготовление - пищи процесс своего рода сакральный: из набора ингредиентов получается вкусное блюдо.
Большинство теплых воспоминаний о детстве, так или иначе, связано с едой: вспомните из «Денискиных рассказов» монолог «Что я люблю?» или «Все тайное становится явным». Приготовление еды способствует физическому, сенсорному, креативному, социальному и когнитивному развитию детей. А также учит терпению, ответственности, работе в команде, учит заботиться о своем здоровье и правильно питаться, укрепляет самооценку.
Готовка – это всегда общение, в ходе которого взрослый (по Выготскому) передает ребенку знания и навыки о мире, «культурный» код. И, надо сказать, что этот процесс передачи информации, в отличие от домашних заданий и работы над ошибками, ароматный и вкусный.
Зачем?
Кулинарные опыты развивают детей социально, физически, культурно и интеллектуально. Так, приготовление пищи позитивно влияет на физическое развитие. Готовя со взрослыми, дети учатся мешать, резать, выжимать, чистить, взбивать, месить, давить.
Самые юные поварята могут макать овощные палочки или крекеры в соус, отрывать кусочки бананов и других мягких фруктов. Дети 3-5 лет могут очень многое, и их способности часто недооценивают. Так, за два месяца интенсивной ежедневной готовки каждый хотя бы раз разрезал яблоко и банан на кусочки, слепил из теста пирожок, выжал сок из апельсина и лимона, размешал коктейль миксером и приготовил собственное имбирное печенье.
Вместе мы в конце второго месяца успешно пекли оладушки на настоящей большой сковороде и делали шоколадные конфеты. Переливание и пересыпание, манипуляции с мерными кружками и ложками развивают координацию и мелкую моторику. Кроме того, приготовление пищи – уникальный опыт, который задействует пять чувств.
Готовка способствует языковому развитию. Юные поварята активно расширяют словарный запас: узнают специфические термины, связанные с кулинарией, название блюд, кухонной утвари и методов готовки. Так как готовят обычно вместе со взрослым или другими детьми, ребенок развивается социально.
Уже трехлетние малыши учатся терпению (ждут, когда застынет желе, заморозится мороженное, подойдет тесто), умению делиться и общаться в «команде». Любой рецепт – это научный тренажер для ребенка, на котором он отрабатывает концепции «больше», «меньше», холодно, горячо.
Пицца или разрезанное яблоко – это приглашение поговорить о дробях, замороженный сок – о состояниях воды. Дети развиваются когнитивно, когда учатся отменять стакан воды и узнают, что в нем 250 мл. Стоит ли говорить, что приготовление вкусных блюд – это творческий процесс, приглашающий в путешествие по странам и континентам, традициям.
Когда дети готовят, они автоматически изучают цвета, текстуру и прочую полезную информацию. Еда, которую приготовил самостоятельно, вкуснее и аппетитнее!