Опубликовано 27 февраля 2014, 18:46

Последний фильм Хаяо Миядзаки

Фильм "Ветер крепчает", который вышел в широкий прокат неделю назад, - последний в деятельности японского режиссера Хаяо Миядзаки. О том, что представляет из себя картина, завершающая карьеру режиссера-аниматора, в обзоре "Летидора".
Последний фильм Хаяо Миядзаки

Последний фильм Хаяо Миядзаки

Новый фильм Миядзаки удивляет по двум причинам. Во-первых, 72-летний мэтр японской анимации объявил, что этот фильм – последний: он не собирается больше делать кино. А во-вторых, после многочисленных великолепных полнометражных фильмов (и аниме-книг), в которых воссоздается сказочная средневековая Япония и еще более сказочная, альтернативная Европа рубежа XIX-XX веков, действие нового фильма разворачивается в совершенно реальной Японии 20-30-х годов XX века. И посвящено совершенно реальному человеку – авиаконструктору Дзиро Хорикоси (1903-1982).

И на этом месте реальность снова возвращается в сказку. Потому что не было в первой половине XX века более сказочной профессии, чем авиаконструктор. Хорикоси, как и его ровесники Олег Антонов и Вильгельм Мессершмитт, а также бывшие десятью-двадцатью годами старше Андрей Туполев и Уильям Боинг, начинали свою деятельность чудаками-энтузиастами, мастерившими одноместных воздушных змеев с моторчиками, взлетавших и садившихся на зеленый лужок, - а уходили на покой создателями полномасштабных воздушных судов, для обслуживания которых существовала полноценная мировая инфраструктура.

Дзиро Хорикоси и Наоко

Дзиро Хорикоси и Наоко

Но это всё было позже. А Миядзаки выбирает тот период, когда от конструктора самолета требовалось не только виртуозное владение логарифмической линейкой (Хорикоси в фильме смеется, что он чемпион по расчетам на логарифмической линейке одной рукой), но и умение наслаждаться изяществом косточки макрели – чей изгиб способен подсказать ему контур крыла. Да, Хорикоси – из поколения мечтателей и фанатиков. И логарифмической линейкой он пользуeтся одной рукой, потому что работает и по ночам – а вторую руку подложила под щеку его спящая девушка Наоко. Им надо спешить – Наоко больна туберкулезом, а Хорикоси не может работать без сигареты, у него остается мало времени для счастья. Да и для творчества – тоже.

Джованни Капрони и Дзиро Хорикоси

Джованни Капрони и Дзиро Хорикоси

Кумир Хорикоси, итальянский пионер авиации Джованни Капрони, создатель невероятных летающих замков (только Википедия заставляет поверить, что это не очередная фантазия Миядзаки!) учит его: "Запомни: у настоящего художника, в том числе и у авиаконструктора – в распоряжении не больше десяти лет для творчества. Постарайся провести их с пользой".

Хорикоси проводит их с пользой. Палубный истребитель "A6M Зеро", создание которого, собственно, ведется на наших глазах, намного превосходил по скорости и маневренности американские аналоги первого этапа Второй Мировой войны. И не вина его создателя, что принять вызов своих заокеанских коллег он уже не сумел. Как и не вина гениального немецкого инженера Мессершмитта, что его звездный час как конструктора пришелся на самые страшные годы в истории его родины.

Наоко

Наоко

Карьера самого Миядзаки, как это ни странно, оказалось не намного длиннее. Всемирную славу создатель специфически японского продукта – анимэ – получил только в 2001 году, после международную успеха полнометражного фильма "Унесенные призраками". И вот теперь объявляет о завершении карьеры.

И премьера фильма "Ветер крепчает" в обычном московском кинотеатре без лишних слов объясняет – почему. Перед сеансом, как сейчас принято, крутили анонсы. А коли фильм мультипликационный, решили маркетологи, так и анонсы были мультипликационных фильмов. То есть современной американской компьютерной анимации, в которой было очень много динамики, шуточек (почти смешных в переводе) и приколов, только вот, словно в насмешку над названием, совсем не было души – той самой анимы, которой посвятил свою жизнь Миядзаки. А возникшие на экране после этих анонсов бескрайние голубые небеса, изумрудные поля и долгие планы японского аниматора смотрелись так же странно, как если бы в современный аэропорт, между стальными трудягами "Аэробусами" и "Боингами" зашла на посадку похожая на летающую каравеллу "этажерка" времен молодости самого Дзиро Хорикоси.

Сходите попрощаться с эпохой. Другого шанса может не представиться.

Кадры из фильма предоставлены компанией "Централ Партнершип".