Опубликовано 11 января 2016, 10:00

Пазлы для детей 5 лет: играем и развиваемся

Головоломки из фрагментов развивают мелкую моторику, пространственное и образное мышление, память. Разберемся, какие пазлы лучше выбрать малышу.
Пазлы для детей 5 лет: играем и развиваемся

Пазлы для детей 5 лет: играем и развиваемся

© Depositphotos

Один из лучших способов развлечь ребенка и одновременно обучить чему-то новому – подарить ему пазл. Головоломки из фрагментов развивают мелкую моторику, пространственное и образное мышление, память. Рамблер/Семья предлагает разобраться, какие пазлы лучше выбрать, чем они полезны и как научиться собирать картинки быстрее всех.

Польза пазлов

Многие игрушки сначала служили для развлечения, а некоторое время спустя стали учебными пособиями. С пазлами все случилось с точностью до наоборот. В 1763 году их изобрел гравер Джон Спилсбари, наклеив карты, которыми он торговал, на панели из ливанского кедра и красного дерева и разрезав их на кусочки. Это учебное пособие давало представление о географических особенностях небольшой территории, а вся картинка в сборке – о регионе в целом. Так появился самый первый в истории пазл – карта Уэльса, разделенная на графства. Долгое время с помощью нового вида головоломок изучали только географию, потом, после начала повального увлечения пазлами, собирать стали хронологические таблицы исторических событий, художественные произведения и все, что можно было разделить на фрагменты. Круг тем, которые охватывает незатейливая развивающая игра, практически бесконечен. Однако даже пятилетним малышам, которые не умеют читать и вряд ли смогут изучать географию или любой другой предмет с помощью пазлов, головоломки полезны. Прежде всего пазлы развивают образное мышление: глядя на два фрагмента картинки, ребенок мысленно прикидывает, могут ли они подойти друг другу или нет. Психологи отмечают, сборка картин из кусочков такжеразвивает память и внимание. Но самая простая и очевидная польза даже совсем маленьких головоломок с небольшим количеством элементов – улучшение мелкой моторики. Малыши берут крошечные детали, крутят их в руках, ощупывают выпуклые и вогнутые соединительные элементы пазла, естественным путем развивая способность к осязательным ощущениям и тренируя работу мозга.

Выбираем пазл

Существует огромное множество вариантов головоломок, отличающихся по сложности самого рисунка и количеству элементов. Для детей четырех-шести лет подойдут пазлы на 40–50 деталей, а если кроха уже опытный пазлособиратель, то ему можно предложить картинку на 100 деталей. Выбор ограничен только фантазией и способностями ребенка – он может и в пять лет собирать большие картины, ставя все новые и новые рекорды среди сверстников. Но следует помнить, что картинки, разрезанные на 260 и более деталей, считаются подростковыми, они сложнее и при их складывании придется держать в памяти до десятка фигурок одновременно.

Пазлы от 500 фрагментов и выше – игрушки для взрослых. Но никто не запрещает собирать их вместе с детьми. Дело в том, что в головоломках до 260 штук действует правило: чем меньше элементов, тем они крупнее. Если деталей больше 500, то они не становятся мельче – увеличивается размер готового рисунка. Поэтому собирать их не сложнее, чем любые другие, хотя лучше, если мама и папа все-таки будут рядом, помогут из фрагментов выложить единый пазл-гигант.

Если вы собираете головоломку вместе с ребенком, отберите для него фрагменты одного цвета и научите«собирать уголок». В этом случае ничто не мешает вместе взяться за огромные шедевры, вплоть до самого большого в мире многокилограммового пазла, состоящего из 24 тысяч элементов. Но стандартными для пятилетнего малыша все-таки считаются 54-детальные картинки, которые он соберет без посторонней помощи.

Учимся быстро и правильно собирать

Раньше дети складывали совсем простые головоломки, которые и пазлами-то в полной мере назвать нельзя: в вырубку произвольной формы нужно подобрать подходящую вставку-картинку.Такие игрушки рассчитаны на самых маленьких, выполнены из дерева или плотного картона, и у них даже есть крохотные ручки, чтобы вкладывать фигурки было проще. Если малыш уже собирал такие, то можно предложить ему что-нибудь сложнее и интереснее.

Вне зависимости от того, сколько фрагментов в ваших первых пазлах, их лучше сразу высыпать на стол и отобрать те, у которых один из краев гладкий – это рамка, ее проще собрать в первую очередь. Затем, посмотрев на картинку, определяем основные цвета и рассортировываем все кусочки по этому признаку. Если на картинке изображена дама в красном платье, то почти наверняка все красные элементы составляют это самое платье. Такие фрагменты картинки лучше собрать сразу, чтобы потом только переместить их в нужное место.

Следующим этапом станет отбор крупных элементов картинки – центральных и самых значимых. Выбрать из кучки пазлов можно и элементы, на которых изображены мелкие детали, например, цветы, средневековые архитектурные формы, украшения или фрукты. Эту «мелочь» можно собрать в небольшие фрагменты, чтобы потом не искать детали отдельно в большой куче.

Балуйте детей пазлами, ведь это не только способствует их развитию, но и на долгие годы станет настоящим увлечением, хобби, которому они посвятят все свободное время. И, конечно, освобождайте стены квартиры, потому что очень скоро собранные картины, наклеенные на картон, заполонят их и ручная кропотливая работа вашего малыша привнесет в жилье дополнительный уют.

Автор: Мария Комарцова