Памела Друкерман: Французские родители научили меня говорить «нет»
Памела Друкерман: Французские родители научили меня говорить «нет»
фото: Наталья Дуплинская
25 апреля в книжном магазине «Москва» на Воздвиженке состоялась встреча с автором бестселлера «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа» Памелой Друкерман. В уютном зале книжного собрались поклонники писательницы, чтобы задать вопросы лично, получить автограф от Памелы и купить новую книгу американки, которая живет во Франции и воспитывает в Париже трех своих детей. Организаторы встречи - «Летидор» и издательство «Синдбад» - подготовили вопросы для встречи, но читатели перехватили инициативу в свои руки. Мы выбрали самые интересные вопросы и ответы со встречи c писательницей.
Вопрос из зала: Как возникла идея написать вторую книгу «Французские родители не сдаются»?
- После первой книги было много позитивных отзывов и просьб о том, чтобы появилась другая книга, где бы не было всей этой лирической истории моего переезда в Париж, а появилась бы четко структурированная книга, которую могли бы прочитать и бабушка, и дедушка, и няни.
И поэтому вторая книга – это концентрированная, в сто параграфов, книга советов, рецептов и рекомендаций, которая мне кажется выжимкой лучшего из того, что я отразила в первой книге.
Это не гид, не религиозная система, не какая-то особенная доктрина, это просто сборник советов по воспитанию, основанный на собственном опыте.
Вопрос из зала: Меня зовут Дмитрий, я сам психолог, мне было интересно прочитать вашу книгу, в своей практике я сталкиваюсь с теми же проблемами, о которых вы пишете, и те рекомендации, которые вы даете родителям, во многом сходятся с теми, которые даю своим клиентам я, основываясь на знании психологии и педагогики. Знакомы ли Вы с какими-то психологическими теориями русских психологов и педагогов?
- К сожалению, не сталкивалась с российскими педагогическими системами, но мнения профессионалов – американских и французских психологов - по поводу первой книги едины, а адепты Монтессори считают, что в ней много общего с их системой, удивительно, но даже сами французы считают многое в книге верным. Я родилась в Америке, где в культуре всегда приветствуется что-то новое. Новые шаги в воспитании детей, новые системы, новые подходы – американцы безумно любят все новое, а французы – все-таки консервативная нация, им неважно, хорошо что-то работает или плохо, они склонны придерживаться традиций и заведенных когда-то порядков, даже если они морально устарели.
Вопрос из зала: В России популярна такая история, когда родители запрещают своим детям пользоваться различными гаджетами, они считают, что пользоваться айфонами и планшетами вредно, и просто прекращают их давать детям. Как вы считаете, можно ли разрешать детям пользоваться гаджетами и с какого возраста?
- Когда у меня родился первый ребенок в Париже, в это время в Америке была популярна такая образовательная и развивающая программа «Бэби Эйнштейн», и утверждалось, что дети становятся умнее, когда ее смотрят. Суть ее в том, чтобы дети сидели перед телевизором и смотрели какие-то видео, образовывались и учились, пока мама занимается своими делами. И я давала смотреть эти видео ребенку. Но как показала практика, эта система знаний, заложенная в программе, совсем не работает, Эйнштейнов от просмотра этих программ не появляется, а дети вынуждены были переучиваться. Французские родители не дают своим детям пользоваться гаджетами, и я считаю, что это правильно, маленьким детям не стоит давать гаджеты, разве что детям постарше, да и то ограничивать.
Вопрос из зала: Правильно ли я поняла, что новая книга во многом повторяет старую?
- Да, это концентрированная версия первой книги, плюс там результаты исследований, которые я вела, и изложила, кроме того, в книге есть рекомендации по питанию и рецепты, разработанные для французских детских садов специалистами по питанию и диетологами и рекомендации от лучших французских психологов, которые я собрала воедино.
Вопрос из зала: А что есть такого в книге, что вас шокировало или как-то удивило или может быть поменяло представление?
- Самая сильная вещь, которая есть в этой книге, это необходимость принятия того факта, что ребенок – это человек. Самостоятельный, отдельный, новый человек. И с ним нужно обращаться как с взрослым, понимающим всё человеком, как и с любым другим взрослым человеком. Именно так утверждают современные французские психологи и психиатры, и в этом подходе есть некая доля чуда, которое раскрывается перед родителями. Как бы это многим ни показалось странным, такое отношение к ребенку помогает создать интересные и хорошие отношения со своим ребенком с самых ранних лет.
Вопрос из зала: Я по роду своей деятельности занимаюсь финансовым воспитанием детей, хотелось бы понять, как построено финансовое образование детей во Франции и Америке?
- Во Франции существует и работает воспитательная практика, когда ребенку дается столько евро в месяц, сколько ему лет. То есть, одногодке – один евро, семилетке – 7 евро в месяц. И я считаю, что это хорошая практика привития ребенку азов финансовой грамотности, кроме того, это помогает учить детей самостоятельности, обращаться с деньгами, самое сложное – учить детей не терять деньги.
Вопрос из зала: В каком возрасте во Франции и в Америке принято делать детишек?
- 25+, 28-29. Но вообще, все, конечно, индивидуально, и во многом определяется финансовой стабильностью.
Вопрос из зала: Я еще не читала новую книгу, но у меня вопрос – а сдаются ли родители американские, и как, в чем вы не сдавались со своим мужем?
- Американские родители считают, что ребенок – это свободный человек, поэтому они часто сталкиваются с проблемой установки границ, и с тем, чтобы сказать ребенку жесткое «нет». Границы они очерчивают, но стоять на них не могут, потому что боятся ранить ребенка. Поэтому американские родители говорят детям «нет», но на самом деле они как бы сами не уверены, что это «нет». И «нет» получается – что это не то, чтобы совсем «нет». То, чему я научилась у французских родителей, это тому, что «нет» – это «нет». Если ребенок пытается убежать за калитку, ребенку надо четко сказать, что этого делать не надо. А не включать то самое «не совсем нет», потому что тогда с ребенком приходится бесконечно договариваться, что влечет за собой проблемы для матери. В итоге она не может нормально поговорить со своей подругой, потому что ребенок ей что-то не позволяет делать и рвется за эту калитку, чувствуя что «нет» - это «не совсем нет». Когда я научилась говорить это французское четкое «нет», это сделало нашу с детьми жизнь гораздо лучше. Я смогла спокойно общаться с подругами, а ребенок не стремился убежать за калитку. И наши отношения, как и совместно проведенное время, стали гораздо интереснее, чем когда мы бесконечно бы друг друга уговаривали, выясняли отношения и пытались договориться. Французские родители научили меня говорить «нет».
Вопрос из зала: В какой стране лучше всего рожать детей? Если бы Вы рожали еще одного, где бы Вы это сделали?
- У меня уже и так трое детей, и ращу я их во Франции, тому помимо личных причин есть очень убедительные социальные причины, которых нет в Америке. Например, ясли с трех месяцев и общеобразовательная школа с трех лет. Кроме того, во Франции очень убедительная система помощи молодым родителям.
Вопрос из зала: Когда французские родители воспитывают своих детей так, как вы описали? То есть, достаточно строго, четко, и как складываются отношения между родителями и детьми в итоге? Доверительные ли они, или все-таки достаточно сдержанные в силу вот этого сдержанного воспитания в детстве?
- Строить границы и в некоторых вещах быть жестким – это не значит быть тираном. Французские родители считают, что детям обязательно нужны границы, но при этом ребенка нужно все же любить. Самое важное, чему я научилась у французов, это если к ребенку относишься как к человеку, к индивидууму, ты одновременно и управляешь ситуацией, и способен на нее влиять. И в итоге ты определяешь границы, но внутри этих границ ты даешь ребенку как можно больше свободы. Нужно постоянно себе напоминать, что когда ты разговариваешь с ребенком, ты говоришь с взрослым человеком. И если ребенок отвлекает от беседы с подругой, то нужно спокойно ему объяснить, что ты сможешь его выслушать после того, как закончишь беседу с подругой. Это нормально. И, с другой стороны, если ваш ребенок чем-то увлечен, какой-то игрой, то вам тоже не стоит его отвлекать, не стоит его прерывать, лучше подождать, пока он оторвется от своего занятия и обратит на вас внимание.
Вопрос из зала: Многие психологи говорят, что отдавать ребенка в ясли лучше с трех лет и желательно, чтобы до трех ребенок был бы с мамой, дома. Что вы думаете об этом?
- Во Франции считается оптимальным время с матерью - год, а после – можно и в сад. Но вообще, нужно держать баланс и смотреть по ситуации – что будет лучшим вариантом именно для вас.