06 октября 2015 в 10:00

От Маршака до Роулинг: как придумать сказку и стать детским писателем

Корней Чуковский, Самуил Маршак, Астрид Линдгрен и Джоан Роулинг – в свое время они и подумать не могли о том, что станут детскими писателями. Как рождались на свет сказочные истории о Пеппи, Мойдодыре, двенадцати братьях-месяцах и Гарри Поттере, –  читайте на Letidor.ru.

                                                                                                                                                                                                                 На фото Джоан Роулинг

«Мойдодыр», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев», «Карлсон, который живет на крыше», истории о волшебнике Гарри Поттере – в прошлом авторы этих известных по всему миру произведений и подумать не могли о том, что станут детскими писателями. Наши сегодняшние герои – Корней Чуковский, Самуил Маршак, Астрид Линдгрен и Джоан Роулинг.

Корней Чуковский. Сказка под стук колес

Автор знаменитых сказок «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр» Корней Иванович Чуковский начал радовать детей своим творчеством после 30 с лишним лет. До того момента он занимался журналистикой. Старт профессиональной деятельности на этом поприще был дан в издании «Одесские новости».

Кроме того, Корней Иванович публиковал критические очерки о Чехове, Блоке, Горьком, содействовал в выпуске первого советского собрания сочинений Некрасова. Кстати, с 1917 года Чуковский долго и упорно работал над монографией Некрасова, за которую в 1962 году был удостоен Ленинской премии. Также увлеченно изучал биографии и творчество Чехова и Достоевского.

Когда же Корней Иванович начал писать свои удивительные сказки и стихотворения, с чего началось его путешествие в страну детства?

Дело в том, что Чуковский изначально не планировал работать корреспондентом, он мечтал быть писателем. С такой благой целью приехал он из Одессы в Петербург. Но дела шли из рук вон плохо, произведения Чуковского, которые, к слову, были направлены на взрослую аудиторию, не печатали. Вот и пришлось зарабатывать на хлеб написанием статей и очерков. Но с мечтой Чуковский не попрощался.

По роду своей деятельности Корнею Ивановичу приходилось много путешествовать. Он ездил в Англию, где познакомился с «папой» Шерлока Холмса – Артуром Конан-Дойлем. В России Чуковский также вращался в литературном кругу.

Однажды Чуковскому поступило необычное предложение – редактировать детские книги. А некоторое время спустя Максим Горький порекомендовал ему написать что-нибудь для детского сборника, готовившегося к публикации. Корней Иванович отказался, сославшись на то, что не сможет заинтересовать малышей.

Поворотным моментом в творчестве стала железнодорожная поездка с сыном. Под стук колес отец на ходу сочинял для ребенка сказку, главным героем которой был Крокодил. Помните, тот, который по-турецки говорил? Мальчику так понравилось папино сочинительство, что он попросил записать сказку. Было это в 1916 году. А уже в 1923-м в книжных магазинах появились сказки Чуковского «Мойдодыр» и «Тараканище». И незаметно для самого себя Корней Иванович переквалифицировался в детского писателя.

Кстати, за основу многих детский произведений автор брал случаи из жизни. Свои наблюдения за детьми Чуковский фиксировал в блокноте. Эти записи пригодились также для книги «От двух до пяти».

Купить

[Родительский секрет Корнея Чуковского: как воспитать в ребенке талант

](//letidor.ru/obrazovanie/a23456-roditelskiy-sekret-korneya-chukovskogo-kak-vospitat-v-rebenke-talant-6179.shtml)

Советский поэт, драматург, переводчик литературный критик Самуил Яковлевич Маршак, переехав в юности из провинции в Санкт-Петербург, познакомился там с Максимом Горьким. На тот момент Маршак, с детства увлекавшийся поэзией, уже имел в арсенале стихотворения, заслуживавшие похвалы критиков. Горькому, например, произведения Маршака пришлись по душе, он даже пригласил подающего надежды автора пожить на своей даче в Ялте, где в тишине и покое можно было бы заниматься писательской деятельностью.

Свои стихотворения Самуил Яковлевич печатал с 1907 года. Также работал корреспондентом «Всеобщей газеты» и «Синего журнала». Фельетоны и «взрослую» лирику Маршак писал в течение всей своей творческой жизни. Но настал в ней такой момент, когда на первый план вышли детские произведения.

Сам Маршак объяснял это тем, что интерес к детям испытывал задолго до того, как начал писать для них книжки. В сочинительстве историй для юной аудитории Самуил Яковлевич практиковался во время посещения петербургских начальных школ и приютов. Там он подолгу беседовал с детьми, наблюдая за их поведением и анализируя характеры.

В 1920-х годах Маршак создал в Краснодаре, где на тот момент жил, комплекс культурных детских учреждений. В частности, он открыл один из первых в России детских театров, пьесы для которого писал самостоятельно. В 1923-м в свет вышли детские стихотворные сборники Маршака: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке».

В Петрограде Маршак был соруководителем студии детских писателей, затем открыл детский журнал «Воробей», в котором публиковались Шварц, Бианки, Житков.

В числе заслуг Маршака также значатся: руководство Ленинградской редакцией Детгиза, Ленгосиздата и издательства «Молодая гвардия».

Купить

[10 книг для детей про нонсенс и абсурд

](//letidor.ru/otdyh/a456-10-knig-dlya-detey-pro-nonsens-i-absurd-8220.shtml)

Шведка Астрид Линдгрен прославилась на весь мир своими добрыми и поучительными историями о Карлсоне – летающем человечке с пропеллером и Пеппи Длинныйчулок – девочке-непоседе с рыжими косичками. А ведь Астрид могла остаться никому не известной среднестатистической домохозяйкой, пекущей пирожки и увлекающейся садоводством. Литературной деятельностью Линдгрен занялась благодаря дочери Карин. Но обо все по порядку.

После окончания учебы Астрид переехала из небольшого города Виммербю в Стокгольм, где работала секретарем, стенографисткой, а позже – редактором. Затем будущая писательница вышла замуж и необходимость в работе отпала. Женщина перестала беспокоиться о финансовых вопросах и полностью посвятила себя семье, родив дочь Карин. Когда малышке было семь лет, она тяжело заболела и была вынуждена соблюдать пастельный режим.

Чтобы девочка не скучала, мать принялась ежедневно рассказывать ей забавные истории, героиней которых была бойкая Пеппи Длинныйчулок.

Этот персонаж прижился в семье Линдгрен. Карин постоянно требовала продолжения истории о храброй девчушке в нелепых ботинках и с верной обезьянкой на плече. Астрид рассказывала сказки в течение трех лет. А когда дочери исполнилось десять, мать подарила ей собственноручно сделанную книжку про Пеппи. Астрид записала на бумаге наиболее удачные сказки и украсила их авторскими рисунками.

Чуть позже у домохозяйки Линдгрен возникла смелая идея – направить рукопись в издательство. Кстати, вначале сказку о Пеппи не хотели печатать. Но Астрид продолжила настойчиво стучаться в закрытые двери, в результате чего миллионы детей по всему миру узнали о том, кто такая Пеппи и где она живет.

Затем последовали другие произведения: «Карлсон, который живет на крыше», «Братья Львиное Сердце», «Ронни, дочь разбойника», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист».

В 1957 году Астрид Линдгрен стала первым детским писателем, получившим от шведского правительства медаль за литературные достижения.

Купить

Писатели, которых создали их дети

Сегодня Джоан Роулинг – автор серии книг о мальчике–волшебнике Гарри Поттере, которая стала самой продаваемой в мире. Работа на литературном поприще сделала из Роулинг мультимиллионера. Сама она и помыслить не могла о таком чуде в своей беспросветной жизни.

До того, как стать знаменитой, Джоанна (настоящее имя писательницы) едва сводила концы с концами. Она жила на пособие матери-одиночки в небольшой квартире в Эдинбурге. Будущее представлялось в мрачном свете – Джоанна была разведенной женщиной с маленьким ребенком на руках. Ей приходилось ухаживать за малышкой, поэтому работать она не могла (по профессии Роулинг – учительница французского языка).

Молодую мать все чаще посещали невеселые мысли, спасением от которых стали сказки. Джоанна записывала фантастические истории о мальчике, наделенном волшебной силой, пока ее дочь спала.

Интересно, что истории о Гарри Поттере, которые современные дети по всему миру зачитывают до дыр, не хотели принимать в издательстве. Но Роулинг, как и Астрид Линдгрен в свое время, проявила изрядную настойчивость. В итоге в 1997 году был опубликован первый роман из серии – «Гарри Поттер и философский камень».

К слову, сокращенное имя писательницы на обложке книги – идея издательства. Там посчитали, что мальчики неохотно будут покупать сказочные повести, написанные женщиной. Так вместо Джоанны появилось нейтральное – Джоан.

Детскими произведениями деятельная Роулинг не ограничилась. В 2007 году вышел последний роман из серии о Гарри Поттере. А в 2013-м на полках магазинов появился криминальный роман для взрослых «Зов Кукушки». Написан он Джоан Роулинг, взявшей псевдоним Роберт Гэлбрейт.

Семейный гороскоп