Опубликовано 05 мая 2014, 11:40

Необычный кружок в Москве: здесь учат детей управлять самолетом

Евгений Мартенюк – майор запаса, в прошлом военный летчик. На первом этаже московского кинотеатра «Сатурн» он за свой счет арендовал зал и организовал там детский авиа-клуб. Здесь стоит симулятор на основе кабины Як-40 и проходят уроки управления самолетом.
Необычный кружок в Москве: здесь учат детей управлять самолетом

Необычный кружок в Москве: здесь учат детей управлять самолетом

– Идею детского авиаклуба я год назад «подсмотрел» у друга моего отца, – рассказывает Евгений Мартенюк, майор запаса, в прошлом военный летчик, – Он тоже летчик – летал вместе с отцом – и он организовал такой клуб в Канаде, в Торонто. Еще подобный есть в Израиле, планируется в Индии, и вот теперь есть в Москве.

кабина самолета.jpg

кабина самолета.jpg

Кабину списанного борта Як-40 я привез из Уфы и здесь уже установил в нее симулятор, чтобы ощущение управления самолетом было максимально реальным. Помимо кабины, в клубе собрана небольшая коллекция авиационной техники, все это – также списанное оборудование. Есть радиокомпасы, черные ящики, кислородные маски, пульт управления пожаротушением и другие занятные штуки, и эта коллекция постоянно пополняется.

Кабина изнутри.jpg

Кабина изнутри.jpg

Разумеется, все это можно трогать руками, крутить и смотреть, как работает. Я не сторонник чисто теоретического подхода – «Садитесь за стол, я покажу вам плакат с самолетом и что-нибудь о нем расскажу». Кого это надолго заинтересует? Теория, конечно, это тоже важно, но она всегда должна подразумевать под собой практику. Если, например, у нас занятие, посвященное прыжкам с парашютом, то и мне есть что рассказать из своего личного опыта – у меня более 200 прыжков, к тому же мы приглашаем парашютистов, чтобы они рассказали о своей работе, примеряем настоящую парашютную систему и смотрим, как устроен и как работает парашют.

идет обучение.jpg

идет обучение.jpg

Чему учат начинающих пилотов

Занятия проходят следующим образом: во-первых, мы изучаем самолеты, их конструкцию, аэродинамику, смотрим, как работают основные системы. Важно, чтобы у ребят было полное понимание, как все это устроено и как работает. Во-вторых, это полеты в кабине самолета. Сейчас мы изучаем горизонтальный полет – это выдерживание постоянной высоты, скорости и курса полета. Пока дается тяжеловато – третье занятие бьемся. И будем биться до тех пор, пока каждый не научится летать правильно.

читая РЛЭ

читая РЛЭ

В-третьих, это гости. Мы всегда рады видеть в гостях летчиков – военных и гражданских, диспетчеров, инженеров, парашютистов – в общем, всех, кто имеет отношение к авиации, чтобы они рассказали о своей работе. Задача-максимум  здесь помочь ребенку понять – «мое или не мое». И в-четвертых, это упражнения на координацию движений и укрепление вестибулярного аппарата. Ну, и английский язык, куда без него. Сами не учим, но по мере возможностей мотивируем всерьез им заняться, поскольку практически вся литература по авиации на английском языке.

стол-крыло

стол-крыло

Сейчас в детском авиаклубе занимается две группы: одна – 12-ти, а другая 8-ми лет. Хотелось бы еще заниматься с ребятами постарше, но группа 13-14 лет пока не набирается, хотя каждый день ребята заходят одни или вместе с родителями посмотреть-«полетать» – все же место довольно проходное.   
Помимо этого провожу школьные экскурсии, а в теплое время планирую делать выездные мероприятия, например, в детские дома и больницы.

дети летают.jpg

дети летают.jpg

Клуб был организован и существует до сих пор исключительно за мой личный счет. Я искал поддержки на государственном уровне, написал очень много писем, начиная от мэра Москвы и заканчивая Главнокомандующим ВВС России, обращался в различные молодежные движения, но оказалось, что это никому не интересно.

Пока на контакт пошла только авиакомпания Ю-тэйр, которая пообещала предоставлять списанное оборудование – например, кресла, спасательные жилеты, проблесковый маячок и черный ящик. Пока это только устные договоренности, но хотелось бы верить, что они останутся в силе. Конечно, немного досадно, что поддержки со стороны государства и авиакомпаний практически нет, но главное в этом деле другое, ради чего, собственно все и затевалось: я вижу у детей неподдельный, сознательный интерес к авиации и к небу. Они живо интересуются всем, что я им показываю и рассказываю, они задают кучу вопросов. Да, в общем, и мне с ними тоже ужасно интересно.

Клуб «Авиатор» находится в Свиблово, в к/т «Сатурн», ул. Снежная, д. 18. Тел. (917) 543-5544, сайт aviator-dream.ru