Маугли и индийская этника
Маугли и индийская этника
Фото: Сергей Бородин
Какие культурные ассоциации у вас возникают при упоминании Индии? Ну там слоны, чай, древние храмы, ароматические палочки и медитация. Наверняка, знаменитое произведение Д.Р. Киплинга о маленьком мальчике, которого вырастили звери в джунглях вспомнилось бы лишь в числе последних. Однако, стоит лишь создать колоритную атмосферу, как все сразу преображается. Именно это происходит со зрителем, когда в зале Театриума на Серпуховке гаснет свет, звучат фантастические звуки ситара и тамтамов и на сцену, на фоне красочной видео инсталляции джунглей, выходит мальчик в набедренной повязке.
Зал был заполнен полностью. Несмотря на возрастное ограничения 6+ были дети и младше, но уверен, никто из родителей не пожалел, что привел малышей на эту постановку. Если быть честным до конца: люди любой возрастной категории вынесли бы многое из увиденного в постановке «Маугли». Здесь есть борьба, глубокий внутренний поиск, сильное желание самоидентификации и, конечно, любовь, пронизывающая тонкой нитью весь сюжет постановки.
История пропускает момент появления и взросления Маугли в джунглях: это преподносится зрителю как легенда, сказания о стародавних временах. Будущее и неизвестность – вот чем действительно обеспокоены герои Киплинга в этой постановке. Совет джунглей разрывается между желанием отпустить мальчика в мир людей, и при этом не желает раскрывать своих тайн. Волки пытаются убедить всех, что они вырастили мальчика так, что он не раскроет этих тайн людям. Зритель видит, как на сцене переплетаются два мира, со своей сложной иерархией и системой ценностей, которые одинаково сильны и слабы в разных аспектах жизни. Среди декораций, удивительно точно создающих заброшенный храм в джунглях, волчья стая говорит о том, что природа борется, отвоевывая то, что отняли у нее люди.
Вообще, костюмы в этом спектакле – высший пилотаж. С одной стороны они создают максимально правдоподобные образы животных, с другой – сами по себе они замысловаты, и необыкновенно психоделичны, что более чем гармонично смотрится на фоне традиционной индийской музыки, древнего храма и ударного количества стихов на хинди. Образы, которые создают такие костюмы, требуют и соответствующей грации и поведения от актеров на сцене. У каждого животного были свои «фирменные» движения, которые позволяли отличить волков от тигров и завершать без того цельный образ жителей джунглей. Стоит отметить костюм Каа (питона), находящегося весь спектакль оркестровой яме, грациозно появляющегося в самые драматические моменты, и ловящего огромным хвостом нерадивую гиену.
Отдельного описания заслуживает индийский камерный оркестр, расположенный на сцене, который задает постановке тот самый правильный этнический колорит, во многом, благодаря использованию традиционных индийских инструментов. Мне, как зрителю, вообще показалось, что весь саундтрек был импровизацией. В общепринятое представлении об индийской музыки вряд ли входят динамичные, а порой даже агрессивные фрагменты. Оркестр создавал их посредством нетрадиционных бас-гитары, электро-гитары и барабанов. Но все же большую часть времени ухо зрителя ласкали звуки таблов и ситара, без которого невозможно не представлять Индию. Разнообразные этнические духовые инструменты лишь обогащали общую музыкальную картину, которая на протяжении постановки принимала формы этники, рок-оперы, фьюжна и даже фанка. Вокал известной исполнительницы индийского пения Алисы Тен прекрасно дополнил общую концепцию оркестра. Помимо музыки и реплик актеров есть еще одна составляющая, которая стала «вишенкой на торте» в этой постановке. В перерывах между динамичными сценами и пассажами оркестра, Андрей Ермохин мелодекламировал стихи, отражающие филососфскую сущность происходящего на сцене. В любом случае, нужный звуковой антураж для спектакля был достигнут.
Чтобы Индия в «Маугли» не превратилась в набор культурных штампов, нужен был специалист, способный сложить все части этой мозаики. Для этого в Театриум был приглашен Дмитрий Змеев, первый в России профессиональный исполнитель и хореограф индийского классического танца в стиле Бхаратанатьям и вообще, известный специалист по индийской культуре, который вышел на сцену в роли бога Вишну-Кришну.
Несмотря на свою драматичность и сложные вопросы, поднимаемые в произведении, завершение постановки было более чем жизнерадостным. Тот факт, что все актеры пели и танцевали в финале постановки ни в коем случае не должен рассматриваться как очередное клише индийской культуры. Советую всем совершить культурный экскурс и отправиться в театр всей семьей.